Отчет о семинаре «ИгрАтехника как искусство играть и выигрывать»

Автор: Соболь Е.И.
Просмотров: 7628

(ИФ РАН 14.01.2015)

14 января 2015 г. участники Клуба ОДН2 приняли участие в постоянно действующем семинаре О.И. Генисаретского и С.С. Хоружего в Институте философии РАН. Тема - «ИгрАтехника как искусство играть и выигрывать», докладчик доктор психологических наук Т.И. Гинзбург.

Само понятие игрАтехника интриговало, оно привлекло многих игрОтехников на это событие, разумеется в том числе и скептически настроенных. Мало кто из присутствующих знал об игрАтехнике, хотя, как выяснилось, этому направлению деятельности и, соответственно, понятию уже лет двадцать пять.

«ИгрАтехника – мое детище», - заявила Татьяна Изольдовна, и это «детище» никак не связано с классическим подходом в философии, мировоззрении. Оно –результат неклассического построения, а игра в представлении автора являет собой мировоззренческую метафору или мировоззренческую модель мира. С этой точки зрения, все – игра! («Чистую реальность», т.е. не игру автор признает, но, похоже, с ней не работает или работает в других «местах» - пространстве и времени).

Автор – специалист по трансперсональной психологии (тема докторской диссертации «Решение проблемы интеграции психики, через преодоление проблемы бесконечного»). Ее интерес – в некоей реальности, которая – ЗА пределами науки. А человек, играющий с автором (или с ее единомышленниками), - это тот, кто «начинает чувствовать», что здесь, в реальном научно-ориентированном и рациональном мире, – «тесно», ему хочется раздвинуть рамки, границы и выйти за пределы этой субъективно ощущаемой «тесноты». Среда, создаваемая на играх, провоцирует самоощущение воли и свободы, человек пребывает в разных слоях этих ощущений, испытывает опыт, несоизмеримый и несопоставимый с реальным, рациональным миром, в котором живет. Разумеется, в таких случаях он пребывает в измененном состоянии сознания. Преодоление человеком широко понимаемых пределов отражают различные шкалы, слои, по которым можно условно измерять степень «восхождения» человека, ступени трансценденции.

Для сравнения: Сергей Вороно, прошедший игры ГП, побывавший и методологом и игрОтехником, пишет в рефлексивном сообщении (оно сейчас активно обсуждается на Фейсбуке): «Раз уж время – «состоит из ситуаций»… Игра – возникает, когда организован переход «через границу» - и попадание в «другую ситуацию». Этим сравнением я хочу подчеркнуть, что в переживаниях и переосмыслении мира человеком, прошедшим такие принципиально различные игры, есть все-таки и много общего.

Т. Гинзбург провела несколько интерактивных микро-обсуждений, в том числе игру, казалось бы, очень простую, со всеми участниками. Нужно было просчитать от одного до десяти и обратно, не повторяясь, не говоря вместе, не перебивая друг друга. В случае сбоя следовало процедуру счета начать сначала. Попытка удалась после десяти – пятнадцати проб. На что работала аудитория, возможно, не осознавая этого до конца? На соорганизацию, на «сопроживание» маленького кусочка совместной жизни. Казалось бы, на эти цели и задачи (в том числе) работает и игрОтехника. Но способы и средства у этих различных подходов – принципиально иные!

Методология СМД идет от мышления, и Г.П. Щедровицкий, и ММК постоянно подчеркивали ценность развития человека, группы, организации через развитие мышления. ИгрАтехника – идет от чувств, сопереживаний, выхода за границы мышления.

Не все участники семинара приняли концепцию. Было много вопросов, в том числе демонстрирующих неприятие выхода за «границы». Звучала критика в адрес докладчика, не предъявившего правила игры. И опять для сравнения – ГП часто подчеркивал, что в его играх нет правил, но есть нормы.

С моей точки зрения, неприятие или непонимание предъявленной автором позиции шло преимущественно из позиции классической (где ключевым для изучения понятием является объект). Оно сталкивалось с постнеклассическими построениями Т. Гинзбург, где ключевым понятием является субъект. Возможно, в самом начале сообщения следовало эту позицию обозначить более четко  и подробно. В целом, было очень интересно. Главным результатом для меня стало желание пойти на семинар «Трансформационная игра», в Клуб «Методология самопостижения».

Добавление к отчету после посещения упомянутого Клуба. Было интересно, многое необычно для традиционного, классического осмысления мира, особенно предъявленная матрица 7 х 7, представляющая собой различные уровни «восхождения» человека, преодолевающего границы и оказывающегося в различных «клеточках» матрицы по вертикали и горизонтали – от материальной до духовной. При работе с темой одного из участников, четко представлявшего себе, что его осознавание ситуации (проблемы) или границы находятся где-то посередине матрицы, где расположена «клеточка» творчества человека, ведущим семинар эта «клеточка» была «спущена» до основ, до материально-физического («копчикового») уровня. Форма работы – вопросы ведущего и ответы участника, носителя проблемы. Таким образом на небольшом материале была явлена практическая работа с представлениями человека о себе самом и его границах, осмыслением элементов диагностики нахождения человека в рамках модели 7 х 7. Были показаны и возможности дальнейшего «восхождения» человека в границах предложенной парадигмы. Ярким результатом является «выход» участника такой игры с ощущением, и, возможно, уверенностью, что пути дальнейшего «восхождения» имеются. И если они тебе нужны, ты сможешь выйти за собственные границы (мышления, мировоззрения, чувств, эмоций…). И получить на выходе бОльшую свободу. Правда, здесь нужен свой «Вергилий». На семинаре им «работал» ведущий Геннадий Широков.




Сколько стоит балкон под ключ в сумах.