Прогностический взгляд на ритуальные процедуры в контексте постиндустриального менеджмента (тезисы)

Автор: Назимко А.Е.
Просмотров: 3954

Понятие постиндустриализма в соотношении с понятиями "постмодерн" и "постнеклассическая парадигма"

Поскольку теме постиндустриального общества посвящено достаточно большое количество литературы, в том числе и на русском языке, мы ограничимся фиксацией лишь некоторых характеристик, которыми его традиционно наделяют. К этим характеристикам можно отнести "массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем и значение научного знания и информации, развитие средств коммуникации, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством"
(Емелин В.А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна).

Эти черты переносятся и на более частные аспекты постиндустриальной действительности. Так, аналитики отмечают, что для постиндустриальных корпораций будут свойственны:

  1. Эмансипация работников интеллектуальной сферы. Работник становится своеобразным "вторым собственником", обладая собственностью на процесс (или на знание о процессе) производства, содержание которого недоступно ни формальному владельцу, ни другим, менее компетентным сотрудникам. Новый статус работника более не позволяет ему быть "винтиком" в корпоративном механизме, и он активно заявляет о своих правах и потребностях. Взаимодествие с такими сотрудниками может носить только двусторонний характер. С другой стороны и рядовые сотрудники ввиду широты рынка имеют возможность выбора работодателя, что ставит перед корпоративным управленим новые задачи.
  2. Значительную роль в выборе места работы и в выполнении трудовых обязанностей играет ценностная и культурная общность сотрудника и компании. Работодатель начинает взаимодействовать с сотрудником на уровне внутренней маркетинговой среды почти также, как он взаимодействует с субъектами внешней маркетинговой среды (клиентами, партнёрами и т. д.). Сотрудник становится "внутренним клиентом" компании. Инструменты корпоративной культуры в этих условиях приобретают всё более эмоционально насыщенный характер, зачастую приобретая на больших производствах медийную форму. Сотрудник начинает ценить эстетическое качество труда, стремиться к творческому самовыражению, реализации своего творческого потенциала.
  3. В компании актуализируются внутренние неформальные связи, что становится одним из важнейших факторов управления.

Понятие "Постмодерн" по целому ряду семантических оттенков соотносится с другими терминами с приставкой пост-, возникшими в ХХ веке, включая "постиндустриализм", но чаще соотносится с культурой, философией, образованием. "Постиндустриализм" же – понятие скорее социальное. Следует также отметить, что явления, описываемые теоретиками постмодерна и постиндустриализма хотя и объединены общностью внутреннего содержания, но не синхронны в плане своей исторической реализации. Эти теории возникли в близкое время, однако реальное воплощение "пост-истской" действительности начинается именно в культурной, выражаясь словами Маркса, "надстроечной" сфере, а базисные социальные изменения происходят значительно позже в связи с изменением объективных технических и сырьевых условий производства.

Понятие "постнеклассический", которое мы обнаруживаем в миссии ODN, происходит из философской науки и обозначает определённую методологическую парадигму теоретического знания. Помятуя о том, что между теорией и практикой нет чётко прочерченных демаркационных линий, мы можем соотносить содержание постнеклассической методологии с постиндустриальной экономикой и культурой постмодерна. Следует также учитывать, что современные междисциплинарные подходы способствуют попыткам выработки метаязыков описания. В этих условиях понятийный вакуум быстро заполняется терминологией из частных предметных областей, трактуемой в расширительном ключе. Так, мы встречаем понятия "постмодерн коммерции", "экономика постмодерна", "постиндустриальное образование" и т.д.


Стратегия анализа

Поскольку концепции постиндустриального общества первоначально зародились в области футурологии, а постиндустриализм в чистом виде ещё нигде не был реализован, всякое рассуждение на эту тему может носить лишь прогностический характер и помимо поиска подтверждающих прогноз фактов требует включения воображения без которого невозможно никакое детальное описание модели постиндустриального общества. Постиндустриализм – становящееся явление, а значит, его рассмотрение на уровне узкой управленческой или иной проблематики всегда сродни социальному эксперименту и не может быть богато проиллюстрировано примерами из реальной социальной практики. К тому же негативные примеры в данном случае будут перевешивать позитивные. Иными словами нам проще обнаружить моменты, когда социо-культурные практики индустриальной эпохи "не срабатывают", чем указать на успешные случаи их исправления.

Стратегия анализа в подобных условиях может подчиняться следующей логике.

  1. Выявление проблемной сферы – конкретной сферы социальных отношений, коммуникативной практики и т. д., обнаруживающей недостаток в старых средствах. В нашем случае подобной сферой является корпоративный ритуал.
  2. Выявление неудовлетворительных аспектов в данной проблемной сфере, формулировка проблемы как "зазора" между желаемым и действительным состоянием.
  3. Переход от макропроблематики постиндустриализма к микропроблематике конкретного процесса в выделенной проблемной сфере. На данном этапе делается гипотетическое предположение о необходимости приведения данного социального процесса в состояние, более близкое к модели описания постиндустриального общества.

Далее может также следовать проведение эксперимента, если это требуется в рамках данной аналитической задачи.

Как видим, это этап постановки гипотезы. Социальным технологиям постиндустриализма ещё предстоит длительная опытная апробация. Сегодня это технологии завтрашнего дня. В этом плане задача постнеклассического консалтинга, заявленная в мисси сети ODN, – это уже задача дня послезавтрашнего.


Понятие ритуала

Не вдаваясь глубоко в теорию ритуала, обозначим его как ситуативно обусловленную, воспроизводимую в устойчивой форме последовательность действий. Это предельно широкое определение ритуала, позволяющее использовать данное понятие, в том числе и в отношении явлений профанного порядка, включая ритуалы повседневности, применяемые в трудовой практике.

Ритуал в его традиционной трактовке представляет собой социальное явление. Личность по мере своей социализации осваивает процедуры ритуального типа как некую данность.

Ритуал - коллективное поведенческое отражение общих представлений членов одного сообщества.

Ритуал может трактоваться как базисный аспект корпоративной культуры, впрочем, как и всякого сообщества.

Ритуал с его установкой на воспроизводство традиции, довлеющий над личностью, не вписывается в базисные характеристики постиндустриального общества. Требование соблюдения корпоративного ритуала как атрибута традиции предъявляется к сотруднику в одностороннем порядке.

Как и другие формы социокультурной коммуникации, ритуальные процедуры видоизменяются в постиндустриальном обществе. Выделим основные аспекты этих изменений.

Особенности корпоративных ритуалов в постиндустриальном обществе:

  1. Трансформация традиционного корпоративного ритуала в процесс личностного развития сотрудника: обучение, творчество, отдых и т. д.
  2. Максимально персонифицированные по отношению к сотруднику внутрикорпоративные коммуникации.
  3. Сочетание рамки, задающей образ действия, с вариативностью (=уникальностью) конечного результата взаимодействия с сотрудником / сотрудников друг с другом.
  4. Возможность максимальной реализации творческого потенциала сотрудника в процессе интериоризации корпоративных ценностей.
  5. Интерактивность. Корпоративный ритуал является одновременно способом коммуникации, и инструментом диагностики корпоративной культуры.
  6. Сетевой принцип. Возможность вовлечения сотрудниками в процесс совместной деятельности "третьих лиц" из числа других сотрудников.