Базовые схемы постнеклассического консалтинга

Автор: Реут Д.В.
Просмотров: 12262

Тезисы выступления на заседании ОДН
(04.05.2006)

1. Эпиграф: "Метафизические мутации, то есть радикальные, глобальные изменения картины мира у подавляющего большинства - явление редкое в истории человечества. Примером тому может служить зарождение христианства.

Когда метафизическая мутация совершилась, она распространяется, не встречая сопротивления, пока не исчерпает своих возможностей. При этом без малейшей оглядки сметаются экономические и политические системы, эстетические каноны, социальные иерархии. Никакая человеческая сила не остановит ее - такой силой может стать лишь новая метафизическая мутация.

Нельзя сказать, что метафизические мутации по преимуществу обрушиваются на общества слабеющие, уже клонящиеся к закату. Когда возникло христианство, Римская империя была в расцвете своего могущества: в высшей степени организованная, она властвовала над всем ей ведомым миром, ее технические и военные достижения не имели аналогов, и при всем том у нее не оставалось ни единого шанса. Когда возникла современная наука, средневековое христианство определяло целостную систему взаимоотношений человека и Вселенной, служило фундаментом для управления народами, движущей силой познания и деятельности, решающим условием как мира, так и войны, определяющим фактором накопления богатств и их распределения; все это никоим образом не могло предотвратить его крушение."

Мишель Уэльбек. Элементарные частицы. М.: Издательство "Иностранка", 2003, 527 с. , стр. 8-9

2. Онтологический континуум неоднократно подвергался периодизации в ученых публикациях. Но мало кому удавалось угадать, какие из изменений картины мира овладеют массами в будущем и окажутся "радикальными" и "глобальными", т.е. переструктурируют социум.

3. В частности, философ [1] предлагает следующую классификацию онтологий.

I. Классический мир (XVII в. – первая половина XIX в.). Объект непосредственно дан субъекту, который волен беспрепятственно изучать и преобразовывать его. Из продукта познания было принято тщательно исключать все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности.

II. Неклассический мир (конец XIX в.– середина XX в.). "Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект" [1, с.623]. Осознается, что инструментарий познания ("посредник") играет существенную, иногда определяющую роль в формировании представления субъекта об объекте.

III. Постнеклассический мир (с последней трети XX в. по наст. вр.). В поле зрения науки попадают открытые и саморазвивающиеся системы. "Саморазвивающиеся системы характеризуются кооперативными эффектами, принципиальной необратимостью процессов. Взаимодействие с ними человека протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний. Среди исторически развивающихся систем современной науки особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек. Примером таких "человекоразмерных" комплексов могут служить медико-биологические объекты, объекты экологии, включенные в биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь, генетической инженерии), системы "человек-машина" (включая сложные информационные комплексы и системы искусственного интеллекта)" [1, с.631].

Маркируя границы "посредника", субъект приходит к заключению, что представление об объекте существенно зависит и от его, субъекта, структуры и внутреннего состояния. Сегодня в "карту мира" человеку приходится включать не только внешний мир, но и свое внутреннее устройство, свой внутренний мир. Внешний и внутренний миры рядополагаются. Такова новая, постнеклассическая онтология, современное представление об устройстве мира, возможно, очередной шаг к "единой картине мира". Заметим, что внутренний мир субъекта из вспомогательного, дополнительного "обстоятельства исследования" перерастает в существенную и даже основную часть его содержания. При этом за объектами внешнего мира остается роль реперов, шкал, средств фиксации, "переводчиков" и прочих инструментальных средств, обеспечивающих выразимость, сравнимость, воспроизводимость и "объективность" получаемых результатов.

4. Постнеклассический подход предоставляет новые возможности в работе с человеконаселенными системами. Заманчиво использовать их и в консалтинге. Первоначально нужно освоиться в постнеклассическом мире, в котором предстоит работать постнеклассическому консультанту. Следуя традициям СМД-методологии, используем для этого язык схем.

5. Схема интегрального мира [2-4]. Рис.1

6. Картография мира деятельности [5]. Рис.2. При решении задач управления и консультирования важно отслеживать смену форм активности управляемого или консультируемого коллективного субъекта. Для этого целесообразно использовать двухуровневую иерархическую схему субъекта (рис. 1). Нижний, деятельностный уровень модели содержит области когнитивной [6], проектной [7,8] и креативной [9-10] деятельности, по которым перемещается фокус активности субъекта под действием управляющих воздействий из верхнего – аксиологического слоя модели, в котором присутствуют сущности ценностной, целевой и стратегической природы. Ценности имеют природу мифов [3,4], что позволяет говорить о мифодизайне управления [11]. Тип и содержание активности субъекта в данный момент времени определяется его ведущим или самоопределенческим мифом. Вопрос о границах "области определения", в которых существует фокус активности конкретного субъекта и в которых возможны его перемещения (эволюции), представляет самостоятельный интерес. Аксиологическое пространство сформировано набором мифов, в которые вовлечен данный конкретный субъект деятельности, и может быть в нулевом приближении аппроксимировано аксиологической картой, на которую выносятся атрибуты наиболее значимых мифов данного субъекта.

Рис. 2.

7. Схема пространства современности [12]. Рис.3.

Злободневными представляются следующие измерения шкалы:

I. типы представления о будущем,

II. формы соорганизации,

III. типы представления о мире (с какого-то момента – о мире деятельности),

IV. этапы развития мышления.

Рассмотрим их подробнее.

I. В темпорально ориентированных практиках сегодня различают четыре типа представлений:

A. будущее идентично прошлому,

B. будущее экстраполируемо на основе изучения прошлого,

C. будущее непредсказуемо, но узнаваемо,

D. будущее непредсказуемо и неузнаваемо (в последнем случае значимость истории кардинально меняется).

II. В практиках организационно ориентированных различают:

a. иерархии,

b. матричные структуры (в том числе, многомерные),

c. сети,

d. полиархии (как реализация пункта D).

Рис.3.

  1. Временная локализация прагматических и нематериальных интересов человека и "матрешечной" последовательности коллективных субъектов - Рис. 4 [13]. Онтология порождает совокупность представлений человека, которая конституирует его деятельность на протяжении собственной жизни и предписывает ему направлять свою деятельность не только в своих прагматических интересах, но и в интересах коллективного субъекта и/или всей их совокупности, далеко выходящих за рамки продолжительности жизни субъекта индивидуального. Проблемные области между прагматическими интересами индивида и нематериальными интересами коллективного субъекта – "горячие зоны", борьбу за доминирование в которых ведут идеологи всех коллективных субъектов. Кто первым прорвется в эти области и утвердится там со своими гуманитарными технологиями, будет хозяином наступающего века. Ведь вменение онтологии есть вменение индивиду тех оснований, на которых он будет принимать "самостоятельные" решения на благо коллективных субъектов. Но подмена онтологической работы на идеологическую ведет к провалу. Как известно, перегородки между конфессиями не достигают неба, так и перегородки между мыслительными направлениями на должны достигать верхнего онтологического слоя. Такова проблема рефлексивного управления нематериальными интересами, т.е. светской и эзотерической духовностью. Создавая новую рабочую онтологию или же онтологию среднего уровня, мы, с одной стороны, "играем" за индивидуального субъекта, а, с другой стороны, - за коллективного. Онтологическая позиция должна соединять эти два полюса. Соединяются они, очевидно, в точке смерти субъекта младшего уровня, в которой он потенциально способен достичь наивысшей доступной ему мудрости.


Литература

  1. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс, 2000
  2. Реут Д.В. Динамика взаимных отражений или шесть интервенций трансавангарда. В кн. Методологический фронтир 90-х. V чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого. М.: Путь, 2000, с. 46-55
  3. Реут Д.В. Системно-антропологическая реконструкция мифа. В кн. Методологический фронтир 90-х. V чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого. М.: Путь, 2000, с. 89-125, http://www.socio.ru/public/reut/Mif.doc
  4. Реут Д.В. Миф и классика СМД. В кн. Методологический фронтир 90-х. V чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого. М.: Путь, 2000, с. 126-147
  5. Реут Д.В. Мир деятельности и организационное развитие. Консультант директора. 2004, № 19 (223), с. 10-12
  6. Максимов В.И. Когнитивные технологии – от незнания к пониманию. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.1. – М.: Институт проблем управления РАН, с. 4-41.
  7. Сборник "Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология)". – М., 1975.
  8. Реут Д.В. Управление проектами как аспект корпоративной культуры. Материалы встречи ODN 26 ноября 2002 года, Москва. – М.: Московская сеть консультантов по организационному развитию (Organization Development Network), 2002, 34 с.
  9. Реут Д.В. Креативные структуры. Рефлексивные процессы и управление. Тезисы третьего международного симпозиума. 8-10 октября 2001. – М: Институт психологии РАН, с. 161-163.
  10. Реут Д.В. Сладкое проклятие креативности. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.3. – М.: Институт проблем управления РАН, с. 91-123.
  11. Реут Д.В. Рефлексивный мифодизайн. Сетевые организации. Материалы встречи ОДН 27 марта 2001 года. – М.: Московская сеть консультантов по организационному развитию. 2001, с.24
  12. Реут Д.В. Между 25-ю и 50-ю. Кентавр, 2004, № 34, с.39-43
  13. Реут Д.В. Онтос "Солнечной Поляны". Кентавр, 2006, № 39 (в печати)