Тьюторство в образовательном процессе: проблемы взаимодействия тьюторов и учителей

Автор: Цой Л.Н.
Просмотров: 9424

Резюме дискуссии.

Дискуссия на сайте ИнтерГУру (С 19 мая по 31 мая 2010 г.)

1. Тема: Тьюторы в образовательном процессе

Автор - Цой Л.Н.- канд. соц.наук. открыла тему и разместила текст "В связи с тем, что впервые в России открылась магистратура по подготовке тьюторов для образовательных учреждений, хотелось бы обсудить некоторые вопросы с учителями школ. Знакомы ли учителя с позицией тьютора в образовательном процессе? Нужны ли тьюторы в школе?
Здесь сайт тьюторской организации.

В дискуссии приняло участие 11 учителей.

Дискуссия показал, что ВСЕ участники дискуссии (11 учителей) ПРОТИВ позиции тьютора в школах.

В дискуссии выявилось четыре содержательных блока.

1. Аргументация почему тьютора не нужны и отношение учителей к введению тьютора в школе.

2. Отношение к чиновникам и власти, принимающей Законы и Постановления о тьюторстве

3. Представления о функции тьюторов в школе.

4. О финансировании школ

1. Аргументация почему тьютора не нужны и отношение учителей к введению тьютора в школе.

• Против-то не единицы! Единицы тех, кто не боится высказать своё мнение открыто, без оглядки на авторитеты и на "авторитетов-образованцев".

• Тьютора в школе воспринимается как попытка некой группы (ученых?), занять определенную нишу.

• Если НЕ ВОСТРЕБОВАНЫ - БРОСЬТЕ ЭТО ДЕЛО!

• Опять теоретическая фигня?

• Все сейчас говорят о необходимости тьюторов, но для большинства очевидным это не стало.

• Но, пока не будет ОПРЕДЕЛЕН правовой\экономический\социальный\ и т.п. статус тьютора в школе, В ШКОЛЕ ТЬЮТОРОВ НЕ БУДЕТ!

• Вы уверены, что магистры, тьюторы, магистры-тьюторы и тьюторомагистры ПОЙДУТ в школу?

• За введением в школу "тьюторов" просматривается стремление разрушить устаревшую, с точки зрения некоторых, классно-урочную систему.

• Даже имея какие-то представления, педагоги-практики не видят практического применения в значительных объёмах тьюторов.

• А готова ли школа в сегодняшнем её состоянии к этой самой новой позиции и зачем она ей, куда её пристраивать? Вот и не понятно зачем нам это заморское чудо.

• Теория ради теории.

• Знакомы ли учителя с позицией тьютора? Кто больше, кто меньше - знакомы. И ничего нового. В школе есть специалисты, в том числе и учителя, которые делают всё то, для чего предназначается тьютор. Хорошо, если будут люди, которые будут освобождены от других обязанностей и будут целенаправленно заниматься этими вопросами.

• Судя по тематике магистерских исследований, выложенным на сайте, тьютор призван чем-то заменить психолога - помочь перейти из начальной школы в среднюю, получить дистанционное образование (ДО) и т.д. В общем-то, любой учитель может прекрасно выполнить такие функции, т.к. азы психологии изучал.

• Отвечу коротко и по теме – тьютор не нужен.

• Учителей, очевидно, должно было сильно заинтересовать, что кто-то где-то там принял решение и стал готовить тьюторов для школ?

• ЗАЧЕМ школе нужны тьюторы. Что они будут делать такого, что не делают специалисты, которые УЖЕ ЕСТЬ в школе.

• Освобождённые классные руководители, присутствующие на всех уроках и видеодневник ответов у доски, решили бы добру половину проблем, но это же малобумажноотчётнобюрократические решения, не позволяющие "освоить средства".

• Тьюторы - не нужны. Сами справимся.

2. Отношение к чиновникам и власти, принимающей Законы и Постановления о тьюторстве.

• Учитывая, что творят наши слуги со школой, тем, кому не безразлично своё будущее, придётся заниматься самообразованием. И тогда им понадобятся помощники.

• Задолбали инициативы, программы, модернизации.

• И очень плохо, что "противников" не спрашивают или спрашивают, не пытаясь даже выслушать (тем более услышать и понять) ответ. Возможно, именно поэтому модернизация нашей системы образования и буксует.

• Как я понимаю, все упирается в уверенность ныне действующего президента в том, что учителем может быть каждый. Каждый, вне зависимости от образования.

• Сама по себе идея тьюторства - одна из тысяч возможных (полезных, нужных) идей. И на роль первостепенной важности претендовать не может. Просто дань моде, НИКАК не подкреплённая прежде всего финансово. Организационно - проще. Прикажут - введут.

• Вот сами и делайте то, что напринимали и с теми, с кем советовались. Только уж, не обессудьте - те, с кем не советовались и кто против будут делать то, что считают нужным сами.

• Москвичам-то оно конечно виднее, нужен тьютор российским школам или не нужен. Из приведенной цитаты как мы видим решение там "наверху" уже принято. А теперь здесь решили на всякий случай поинтересоваться у простых учителей: - а что, и правда нужен?

• Методический экстремизм, как принцип управления.

• Это, конечно по-российски. Подготовить, а затем решать как применять. Посредничество, индивидуальные траектории, сопровождение... Всё это замечательно, конечно. Только вот "обычные"-то школы хоть и призывают их работать индивидуально с каждым ребёнком (кто же против? теоретически...), а "заточены" они на усреднение, массовость. Всё с той же классно-урочной системой (а классы теперь чем больше - тем лучше) и средними показателями как критерием успешности.

3. Представления о функции тьюторов в школе.

• Если из определения тьютора слить всю воду, то это помощник в самообразовании.

• Во! Пусть берут всё классное руководство и опекают, направляют...Может предметникам станет чуть полегче.

• Школа НЕ ДОРОСЛА до понимания необходимости пресловутых "тьюторов".

• Назовите как-то по-русски - может больше народу поймут КТО ЭТО и ЗАЧЕМ и потянутся.

• Я не представляю, а знаю, что ждёт тьюторов в школе, где большинство будет противников тьюторов. (Я могу ошибаться, но склонен думать, что в моём населённом пункте таких школ будет... все.) "В чужой монастырь...". Они либо останутся в школе, но сильно изменятся, научившись жить (пусть не в идеальном) в коллективе взрослых и не самых глупых людей, либо покинут школы, либо... станут не совсем тьюторами или совсем не тьюторами.

• Судя по статьям, выложенным на сайте, авторы ассоциации понимают тьютора так: Тьютор (от англ. tutor) означает "домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун" . Следовательно, вопрос - зачем он нужен в школе? Он нужен дома как именно репетитор, гувернёр. У нас уже многие колледжи готовят гувернёров.

4. О финансировании школ

• Если Вы о том, что "каждый зарабатывает как может" - на эту тему спорить с Вами не буду!

• Конечно, если учиться они будут на платной основе - "барабан им на шею"!

• Опять же новые ставки (в школе, например), а при подушевом финансировании - это снижение з\п. Зачем школе "лишние рты"?

• Как только слышу "нужно" - обязательно всплывают вопросы: "Кому", "Зачем?", а поскольку ничего не бывает бесплатно и за всё нужно платить - "Сколько это будет стоить? и "Кто платить будет и чем?"

• И так будет до тех пор, пока школа, а не министерство решит, что необходимы тьюторы и ШКОЛА ИМЕЕТ НА ЭТО СРЕДСТВА.

• Извините, а на какие деньги они будут работать в школе? И чем психологи не устроили, если они тоже сопровождают детей и разрабатывают индивидуальные программы? Только 600 человек на одного психолога, а где-то и больше, не многовато ли?

• А один тьютор на один класс будет? У школы нет средств на содержание психологов, логопедов, социальных педагогов, а на тьюторов найдутся?

• Тьютор, или как-то по-другому, не так важно. Важно другое. На чём школа может заработать, если половина населения едва концы с концами сводит? У людей нет денег, чтобы оплачивать доп.услуги. Даже, если они нужны. В штатное расписание ввести? Не смешите мои подковы. 6 лет тому назад, при строительстве новой школы мы пробили два лингафонных кабинета. Сейчас их нет.

• Грядёт подушевое финансирование, останутся половина учителей, совмещающих два-три предмета в одном. Какие тьюторы? И словей таких не слышали.

• Убеждать в необходимости тьюторов надо не учителей, а министерство финансов. А там, скорее всего, ответят так: "В пределах фонда заработной платы. И хоть тьюторов разводите, хоть кроликов".

• Мне тоже ЭТО очень хочется представить (когда на смену математикам, физикам и т.д., придут ТЬЮТОРЫ - им же ПЛАТИТЬ надо!).

Любая новая идея, к которой не готовы те, кому придется ее реализовывать, вызывает естественные реакции отторжения и протеста, они не надуманные, искренние и единственно реальные.

Собственно с чем и должен иметь дело любой управленец, если хочет действительно сделать что-то лучшее в образовании.

Учителя имеют дело с нововведениями, и без них мало что может измениться в школах. Учителя не враги нововведениям, они хотят выявить их смысл и осмыслить последствия. А то, что чиновники будут подвергаться критике, так это нормально. Но все-таки, учителям желательно не концентрироваться непосредственно на личностях, которые готовы обсуждать реальные проблемы, и не искать в их действиях корысть или собственный интерес. Это неконструктивно в дискуссиях. Однако, без организации информационного пространства, без информационной службы, без четко работающей канала обратной связи между властью и школами (чиновниками, учеными и учителями)- сложно говорить о реформах.

Это напрямую относится к тьюторству. Так как прежде чем вводить позицию тьютора в школах, нужно выявить общественное мнение в среде учителей, родителей, детей и проблемы, которые не решаются в связи с реформами в конкретной школе.

Результаты дискуссии можно принять, как некоторый срез общественного мнения учителей о тьюторстве. Ясно, что введение позиции тьютора извне, или приход нового специалиста на позицию тьютора встретит не только массовое сопротивление у учителей, но создаст конфликтную ситуацию в школе.

Цой Л.Н.
31 мая 2010 г.