Деятельностный подход к конфликту

Автор: Сергеев С.С.
Просмотров: 6729

Появление за последние десять лет огромного количества литературы по проблематике конфликта в нашей стране создало необходимый информационный фон благодаря которому стал возможным перелом устоявшегося общественного стереотипа в восприятии конфликта, как негативного явления. Теперь же вместе с разнообразием пониманий конфликта рассыпался и образ конфликта, как позитивного или негативного феномена. Все чаще можно слышать, что многими конфликт сейчас воспринимается как процесс, сопровождающий любые изменения и нововведения.

Окружающая нас действительность вынуждает и делает необходимым постоянные изменения, которые сопровождают жизнь каждого человека. Каждый человек имеет свой личный, жизненный опыт конфликтования. А потому миф о неконфликтном человеке постепенно уходит в прошлое и это по-новому ставит вопрос о роли конфликтов в жизни человека, организации и общества. Основная проблема, которая стоит перед современным человеком в конфликте – как научиться конструктивно действовать в конфликте, при этом, решая задачи, поставленные в своей практической деятельности?

Многими исследователями конфликт рассматривается, как некоторое объективное явление или феномен. При этом большинство из них исходит из того предположения, что конфликт – это нечто доступное непосредственно человеческому восприятию, а потому может быть непосредственно увидено, понято и изучено. Такая точка зрения выглядит крайне наивной. Конфликт – это не вещь, которую можно увидеть и уж тем более пощупать или потрогать. Можно согласиться, что исследовать таким образом конфликт можно бесконечно долго, но вот воздействовать на конфликт, при этом решая практические задачи которые ставит себе каждый человек в своей практической деятельности представляется абсурдным. И первый вопрос, который здесь возникает – как рассматривать конфликт как объект исследования, чтобы в дальнейшем было возможным поставить задачу трансформации и видоизменения его?

Автор придерживается деятельностного подхода в исследовании конфликта, а потому рассматривает конфликт через взгляды, оценки и действия людей в конфликтной ситуации. Другими словами, конфликт является нам в виде неких взглядов, оценок и действий людей в конфликтной ситуации. В этом смысле различные взгляды, оценки и стратегии поведения людей в конфликтной ситуации создают множественность выражения конфликта как объекта исследования и воздействия. Утверждается, что конфликт, как объект – объективно множественен, что нет единого объекта. Множественность объекта выражается в множественности субъективных взглядов, оценок и действий и особенность деятельностного подхода в исследовании конфликта состоит в том, что наши взгляды, оценки и действия становятся конституирующим объективным элементом самой конфликтной ситуации.

Это позволяет совершенно по-иному взглянуть на то, на что указывают большинство авторов, когда пишут об управлении конфликтами, разрешении конфликтов, эскалации конфликта, профилактике конфликтов, уходу от конфликта, менеджменту конфликта, урегулированию конфликтов, трансформации конфликта, смягчении конфликта, предупреждению конфликтов, реконструкции конфликта. Все это множество семиотических представлений конфликтной действительности, за которыми стоят различные взгляды, оценки и стратегии поведения людей в конфликтной ситуации и конструируют собой конфликт как множественный объект. И здесь появляется два направления развития исследований по проблематике конфликта. Первое направление – это наработка всякого рода техник и практик, позволяющих человеку овладевать теми или иными способностями, дающими возможности эффективного действования в конфликте. Второе направление – это конструирование разнообразных знаковых форм и семиотических представлений, позволяющих человеку повышать свою компетентность, что дает возможность описывать и представлять разного рода конфликтные действительности.

В этом смысле конструктивность действования человека в конфликте заключается в том, чтобы, имея в арсенале эти разные возможности, научиться совмещать искусственно-технические действия с естественными и квазиестественными процессами, разворачивающимися в конфликтной ситуации. Это, на наш взгляд, по-новому ставит вопрос о человеке конфликтующем.

/ Социальное управление, коммуникация и социальные проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции приуроченной к 75-летию со дня рождения профессора Тамары Моисеевны Дридзе, 5-6 октября 2005 г. Редколлегия А.В.Тихонов (отв. ред.), и др. - М.: Институт социологии РАН, 2006, С. 357-359.