Различение, обобщение и превращение в измененных формах действия

Автор: Редюхин В.И.
Просмотров: 3844

(по Образу и Подобию Слова)

  Андрею Ивлеву и Наташе Лоскутниковой
с удовольствием

1. Прошлое

Года два назад возвращались мы с Андреем Ивлевым с очередной встречи консультантов по организационному развитию и обсуждали БОР (бюджетирование, ориентированное на результаты) и связанные с ним проблемы измерения, его инструментария, шкал и норм; норм, как заранее известных, так и выстраиваемых заново под проблему. Я чувствовал себя в теме достаточно уверенно, так как давно уже сам вовсю пользовался для анализа норм интерпретационной схемой "пяти пальчиков", которую придумал, соединив "золотые круги" Эйлера с "рамкой" Г.П.Щедровицкого.

1. Интерпретационная схема "пять пальчиков" и её символ

 

Чего уж там проще, - взял две пересекающиеся нормы, приписал каждой из пяти областей некие слова-Имена в соответствии с числом существующих в ней альтернативных выборов, да и перевел эти слова в действия. Просто и ясно как … пять пальцев, все ж вот тут, на ладони… И носился я с этой схемой как курица с яйцом, вставляя куда ни попадя, и каждый раз искренне недоумевая, когда собеседник меня не понимал.

Андрей, как всегда, всё понимал с полуслова, и наше обсуждение шло очень бурно и быстро продвигалось. И вдруг что-то в нашей беседе, породило в моем сознании фразу – "по образу и подобию Слова". Фраза завертелась, закрутилась, и этот водоворот мыслей вырубил меня из разговора. Стоп… Тут и машина остановилась – приехали. Спасибо большое, - сказал я Андрею. - Не за что, - ответил он, - явно предполагая благодарность за быструю доставку до дома. - Так я не про это…

На этом мы тогда и расстались.

2. Настоящее

И вот снова встреча консультантов ОДН2, работающих в постнеклассическом подходе. Пытающихся работать… Поэтому-то неизменно остроумные и самоироничные Андрей и Наташа назвали свое выступление-презентацию "Постнеклассический неконсалтинг. Бизнес-проект "Чинтака" - необычайная история прозрений, озарений и воплощений". Это уже третье их "пришествие" в клуб консультантов как "диполя", - таково местное именование их пары, случайно как-то возникшее и закрепившееся по аналогии с мощным излучением доброжелательности, притягательности и интеллекта от этой пары исходящего.

В уютном зале полтора десятка коллег, а среди них и "дуаль" - как стали потом называть себя на семинарах мы с Женей Соболь, в пику и из "зависти" к успешности разнополого "диполя".

Разговор на презентации идет о том, как "диполь" консультантов, работавший по программе подготовки и обучения бизнесменов, совершенно случайно подумал, что пора все то, чему они на семинарах и тренингах обучали других, попробовать применить к себе самим и создать свой собственный бизнес. О том, как непросто складывались поиски партнеров, пока образовывался "квадруполь" - четверка, включившая еще двух бизнесменов, прошедших обучение. О том, как снова случайно возникла идея продвижения на рынке услуг горячего шоколада. О тех исследованиях культуры и обычаев народа майя, как главного исторического потребителя какао, вследствие которых, тоже случайно, возникло название "чинтака", которого нет в естественном языке майя. О том, какие новые знания о технике и технологиях шоколадного дела им пришлось приобрести. О том, что качество шоколада зависит не только от состава, но и от способа его приготовления

У меня в голове все это время мучительно роились мысли и никак не складывались в целостную картинку. Я же клятвенно обещал Андрею выдать на гора в итоге своей рефлексии некую схему… Но не мог.

Я выходил курить на давно знакомое крыльцо Центра "Социальное партнерство" Программы развития ООН, где собираются общественники и со всей Москвы, и из регионов, и думал, что ведь никому не нужны эти концептуальные знания. Ведь для того, чтобы быть интересными и порядочными людьми, чтобы перелопатить кучу информации о своем предмете, чтобы собрать в кулак волю и устоять перед возникающими социальными трудностями реализации идеи и превращения её в прибыльное предприятие, не концепции нужны, а совсем иное… Тогда зачем и напрягаться?

А в это время "диполь" Андрея и Наташи после дегустации всеми участниками горячего шоколада из чашек, придуманных тоже ими самими, рассказывал уже о первой шоколадной экспедиции на Юкатан, о том, как они там "гондурасили" по Мексике и Гватемале в поисках материалов для создаваемого музея шоколада, о столкновении культур и разрушении конкистадорами культуры майя, о том что она все равно сегодня жива и сохраняется.

Формы представления презентации были настолько разнообразны и интересны, что участники внимали им в течение четырех часов. Интересно было не только профессиональным консультантам, но и присутствующим общественникам. Может, впервые в жизни они начинали понимать, что от бизнеса можно получать не только деньги, но и удовольствие. Причем и сам успешный бизнес может быть граждански ответственным, культурным и высоконравственным. Впрочем ведь, безнравственной может быть и сама общественность.

3. Рефлексия

Когда настало время рефлексии, я вышел и попросил Наташу нарисовать плод какао. Оказалось, что он по внешнему виду отличается от плода конкурирующего с ним кофейного дерева бороздкой на поверхности как черточкой, как бы следом от когда-то воткнутого в точку острия ножа.. А при размолачивании целого плода, что тот, что другой распадаются на части. В частности – на пары. А вот - как эти пары, если они воображаемы и идеальны, могут снова собраться в целое? Я дорисовал схему вторым и третьим уровнем.

 

2. Интерпретационная схема "диполь и дуаль"

 

И где тут "пара", где "диполь", а где "дуаль"? Так как образ "диполя" как "гантельки" существовал уже раньше, то ответ был однозначен: № 5 - это "дуаль". "Дуаль", со всеми его свойствами одной части пытаться "покрыть" другую, как сам боб какао покрывает множественные плоды внутри него.

Других слов для различения пока нет. Но где же тут может быть "образ", а где "подобие"? Тут мнения разошлись – Андрей говорил одно, а Наташа другое. Когда я попросил их молча руками изобразить, как они ведут себя в конфликтных ситуациях, периодически, нет-нет, да все же возникающих в "квадруполе" при реализации бизнес-проекта "Чинтака", то Андрей недвусмысленно решительно двинул рукой и пальцем прямо перед собой, а Наташа начала производить обволакивающие круговые действия обеими руками. И как иначе могла поступить любая женщина, природой предназначенная для сохранения и защиты потенциально находящегося внутри неё ребенка? Будь то плод или оплодотворенная идея. Тем более, если рядом с ней есть мужчина, способный на защиту нападением и на нанесение удара любой частью тела как игроки в футбол майя?

Сомнений быть не может, - "подобие" - это линейный дискурс действия. И его графический символ – "диполь". Как и двойственный и противоречивый "дуаль" - это символ Образа. Чувственный Образ - "дуаль", и логическое Подобие - "знак к действию" - Да или Нет. И все это целостным образом заключено в каждом Слове. Давняя фраза "по Образу и Подобию Слова" обрела смысл и значение. Тоже соединенные, естественно, двойственным "дипольно-дуальным" образом.

Похожим образом устроены даже значки, изображающие женские и мужские половые клетки. Единожды возникшая точка, черточка и круг, обретают Имена, и воспроизводятся подобным действием, и сами порождают последействие в превращенных формах.

Воспроизводится и неотъемлемое свойство "диполя", вытекающее из его топологического устройства – покушение и захват внешнего пространства. А вот "дуаль" нацелен на обустройство и расширение (заметили, что круги на схеме разного радиуса?) пространства внутреннего. Но зато он сам внутренне противоречив постоянно. А вот "диполь" конфликтен только периодически, за счет уменьшения (или увеличения) расстояния между двумя знаками, его образующими.

Сходство и различие в аспекте коммуникации между "дуалем" и "диполем" в том, что "чистый диполь" работает только с глаголами-действиями, касающимися объекта (вспомните английский язык), а "дуаль" начинает с вычленения атрибутов объекта, а потом может переходить к связкам между ними через установление отношений.

Если в сознании возникают две пары, то они одновременно порождают сразу же и квадрат, и прямоугольный треугольник (любовный?). Равносторонний треугольник может породить только круглый "дуаль". Но тогда он имеет несоизмеримые с радиусом круга стороны. Как и диагональ квадрата, впрочем.

Два Образа преобразуются в новый Образ-Символ. Два подобных знака складываются, а не находящиеся в отношении подобия – перемножаются порождая и новый Образ, и новое Слово, и новое Действие… Дальше продолжать?

Те же самые схемы в более сложном виде можно усмотреть в процессах митоза и мейоза, знакомых по школьным учебникам биологии.

 

3. Схемы митоза и мейоза

 

Схожим образом "ведут себя" все "живые" сущности – организмы, организации, организованности…. В организации четырехчасового обсуждения отчетливо было видно, когда по какой из схем "пары", "диполя" или "дуаля" организовано было обсуждение. Если незримая связь между Андреем и Наташей по каким-то причинам распадалась или не была синхронизирована (устали они, например, или отвлеклись) то тут же разваливалась и вся коммуникация и взаимопонимание с залом. Правда, ненадолго… Один способ организации заканчивался и начинался другой.

Двинемся дальше… Двух без трех не бывает, так что есть еще и тройственность описания ситуации в человеческом сознании и в коммуникации…

Дело не самих именах, а в том, что за этой тройственностью кроется в восприятии одного человека другим человеком. Восприятие жеста (например, указания пальцем в пространство - ЗНАК) само по себе ничего не говорит, если оно не сопровождается гримасой, позой, мимикой, контекстом… Что мне с этим знаком делать? Бежать от… или именно в этом направлении? Или это вопрос ко мне, и я должен в ответ нечто произнести? А что именно?

ЗНАК молчит до поры до времени, до встречи в сознании с символом. Символ - это вопрос-ответ ЭТО?! ЗНАК, отвечающий на вопрос - Да или Нет?, без СИМВОЛА существовать в принципе не может. Иначе это не знак, а так… Чувственный образ, ничего для меня не значащий. Или пустые иллюзии порождающий. Поэтому они только взаимодействующей парой и ходят – "дуаль" Символа и "диполь Да-Нет" Знака. Знак может символизировать, а символ может означать. Но только одновременно.

А чтобы ЗНАК значил и от ситуации к ситуации наших встреч воспроизводился, нужно, чтобы он имел Имя и устойчиво ассоциировался со Словом. Суть "быть" есть Имя иметь. Словом устным или письменным…НОРМОЙ языка и речи являющимся. Так что устойчивы в сознании только тройки, например, -

· Слово, Знак, Символ…

· "Пара", "диполь", "дуаль".

· Слово, Образ, Подобие.

· Слово, чувство, действие

· Ценность, цель, задача

· Мужчина, женщина, ребенок

 

Устойчива опора только на три точки.

4. Будущее

Подумаешь, открытие, скажет читатель… "Дважды два четыре". А что мог бы предложить сегодня постнеклассический консультант владельцу интенсивно развивающегося бизнеса "Чинтака"?

Во-первых, - синхронизировать миф, логотип и слоган, которые сегодня пока существуют отдельно сами по себе.

 

4. Рисунок на чашке "чинтака"

Один и тот же знак можно наполнять различными востребованными потребителем символами. "Чинтака" - стирающая воспоминания", "Чинтака" - пребывание в сознании бога"… Можно соединять смыслы. На индийском "мамихлапинатана" означает "глядеть друг на друга в надежде, что кто-либо согласится сделать то, чего желают обе стороны, но не хотят делать"… "Чинтака" – это что?

Множественность превращенных форм может выражаться в одновременной публикации и мифа, и рядом его текста на языке майя. Возможно сопровождение церемоний "чинтакопития" музыкой майя, исполняемой на соответствующих инструментах, записанной и распространяемой на дисках. Или видеофильмами.

Только после подготовки пакета сопровождения нужно выходить в интернет на блоги и форумы или осуществлять массированную интервенцию ТВ.

Во-вторых, - вести учет, анализировать и прогнозировать значимые ситуации, происходящие в организации. Они могут повторяться периодически. Этакие локальные "циклы Кондратьева" можно обнаружить при временном организационном развитии.

Параллельно, отслеживать пространственное развитие организации, Не обязательно в географическом пространстве, но и в пространстве других аспектов – финансовом, экономическом, кадровом, оргфункциональном... По принципу самоподобия события могут повторяться и воспроизводиться. За счет этого анализа можно обеспечить прогноз, принятие решения и превентивные действия по предотвращению нежелательных событий, если это возможно..

Третье, - работа с кадрами, набор и расстановка персонала в соответствии не только с их природно-человеческими, социально-психологическими качествами, но и с "дипольно-дуальными" свойствами как внутри одного подразделения, так и между подразделениями, так, чтобы обеспечить максимальную, и теоретическую и практическую устойчивость структуры.

То есть дополнительно к традиционной социометрии как констатации факта или основания для принятия мер, появляется инструмент осознанного предварительного конструирования и строительства структуры коллектива под решаемую задачу в предметной сфере деятельности.

И, наконец, четвертое, и, возможно, самое востребованное. Это технологические карты действий сотрудника-управленца на его рабочем месте. Некий "навигатор", который позволит ему превратить должностной регламент в обозримую карту действий с предметной областью и вопросами ведения. Если, конечно, он в этом затрудняется.

Вот как, например, возвращаясь к нашему с Андреем изначальному разговору о шкалах и нормах, могла бы выглядеть процедура разработки "навигатора самоопределения субъекта" в его метаниях по пространству смысла.

1. Консультант строит рабочую онтологию при которой объект (сфера деятельности) превращается в некий ПРЕДМЕТ, в схемах или словах оформленный, любые части которого, в соответствии с принципом двойственности-дуальности, состоят из двух "половинок" – символьной, образно-чувственной и знаковой – измеряемой. Любой предмет может быть распредмечен до знака Да-Нет, а любой символ может быть опредмечен и превращен в схему.

Ниже взята самая простая онтология предмета, когда шесть его составляющих частей сложены в "матрешку", как боб какао. Только между ними выстроена иерархия:

· Субъекты и переживания

· Изменения и процессы

· Орудия и методы

· Объекты и отношения

· Свойства и качества

В отдельно взятых словах без их движения в контексте речи невозможно различить знак и символ, как например, нельзя различить "цель" и "задачу", отделенные от субъекта в отчужденном от него тексте.

2. Затем консультантом задаются отношения между предметом и НОРМОЙ данного субъекта

· Чувства как мера переживания субъекта

· Знание как мера изменений в процессах

· Средства как методы использования готовых орудий

· Эталон как мера отношений к объектам и между ними

· Опыт как мера использования объективных свойств или придания объектам необходимых качеств

5. Интерпретационная схема самоопределения субъекта

При желании можно показать, как эта иерархия логически связана с вопросительными словами естественного языка.

3. А пока для перевода онтологии предметной области в личную интерпретационную схему самого субъекта-работника с ним самим необходимо согласовать для последующего им пользования все эти глаголы ("термины-действия" по З. Кучкарову), с помощью которых с его точки зрения осуществляется переход от одной части к другой (пересечение границ в схеме, как в "дуале").

Если это сотруднику удается, то у него возникает собственная иерархия (сложно организованная структура, в общем случае) глаголов-действий, то есть схема, на входе которой – один уровень, на управлении ею вопрос, а на выходе – другой уровень собственной интерпретационной схемы, им же самим и созданной.

Не столько важна эта сама полученная схема-навигатор, сколько важен для субъекта процесс, принцип и способ построения этой схемы. Так как, сделав это однажды с собой и для себя, он сможет повторить это многократно и другим объяснить.

6. Навигатор "Самоопределение субъекта"

 

С помощью консультанта можно подобным образом любой предмет (новую сферу деятельности) до любой степени детализации довести. А имея перед глазами подобную схему, даже неопытный управленец сможет быстрее приобрести навыки принятия решения на рабочем месте

За пределами схематизации всегда остается то, что связано с субъектом, обладающим свободой воли, – сможет-то он сможет, а вот захочет ли и будет ли делать, несмотря на то, что по регламенту должен. Но на это уже отвечает другая схема, - пяти пальчиков, вводящая дополнительно мифологию "надо". "Надо" - кому? "Надо" обезличенной корпоративной культуре, например.

5. Вечное

"Диполь" и "дуаль" вечно противостоят друг другу как знание и вера…

Нас мотает от края до края,
По краям расположены двери.
На передней написано "знаю",
На последней написано "верю".
 
И одной головой обладая
Не войдешь сразу в две эти двери
Если веришь, то веришь не зная,
Если знаешь, то знаешь не веря...

Андрей Макаревич

 

Оказывается и смысл самого этого стихотворения разные люди могут понимать по-разному. Одни ("диполь") считают, что автор говорит о том, что один ум хорошо, а два ума лучше, а, значит, - две логические головы нужно иметь. Другие ("дуаль") утверждают, что автор имеет в виду, что одной головой и лбом двери понимания и взаимопонимания не проломишь, что нужны еще чувства и сердце.

Чувства или рассудок, интуиция или логика действия…? Из дихотомии выхода нет. Но двух дверей в сознании без трех не бывает… Как и трех не бывает без "квадруполя" четырех. Как и четырех не бывает без пяти… это же ясно и просто как пять пальцев… (Куда мне от своей схемы, на мне самом висящей и мною правящей деться…)

И ко всем дверям ключи надо подобрать и коды на замках расшифровать. И к тайнам загадочной цивилизации и нерасшифрованной до конца письменности майя. И к загадке голографически самоподобной Вселенной. И к себе самому…

И знать, в какую из этих дверей пора стучаться, а в какую не стоит никогда. Чтобы принимать решения, основанные не только на интуиции, но и на основании точного расчета и прогноза. Как в пирамидах майя… Чтобы не удивляться тому, что обязательно раньше или позже наступит в твоем бизнесе, произойдет и в твоей организации и с тобой самим. Чтобы человек со свободой воли и волей над своей свободой мог управлять самим собой. Чтобы жить с другими в мире, согласии и партнерстве… И кому это сегодня надо? Пока на свете есть, - как пишет Гете, - "всего лишь три желанья, - собственность, власть и преобладанье", голос Совести тих, а сон Разума крепок, вот и плодятся сплошные разрывы.

Разрыв между "диполем" и "дуалем", как и между знаком и символом, как между непрерывностью и дискретностью, как между "финиками и лириками" и т.д. - неустраним… Но может быть сглажен. И не за счет перевода в "третье пространство" статики состояния объекта, а за счет перехода от статики к кинематике процесса, и к динамике отношения субъектов.

Превращение точки ("точки зрения") в "дуаль" вложенных кругов происходит за счет "приближения" глаза субъекта к объекту. При этом повышается степень детализации объекта, различается и появляется все большее число предметов в сознании (и в коммуникации). Предметов как результатов опредмечивания знаков-символов сознания.

Превращение точки в "диполь" происходит за счет перемещения взгляда ("поворота шеи") относительно объекта. Отрезок возникает в памяти сознании как трассирующий след изменений расположения точки.

Одновременное приближение с поворотом головы не дает возможности сконцентрировать мысленный взгляд и замкнуть знаки-символы в предмет, то есть не позволяет однозначно сформировать знак для точного ответа - Да или Нет. Методологи бы сказали – происходит "сдвижка рамок", но я останавливаюсь на операционных причинах этой закономерности восприятия. Восприятия как слова, так и образа при вербально-визуальном подходе.

Таково неустранимое свойство человеческого сознания, которое не дает (и не даст) соединить несоединимый оксюморон "диполя-дуаля" только визуально или только вербально. Для этого необходимо не схватывать ускользающий смысл в существующих терминах, определениях и понятиях или других единицах смысла, а запускать устойчивый цикл "различение-обобщение, превращение в измененных формах действия", который и приводит к возникновению новой нормы в собственном сознании, а если повезет, то может быть и в общем языке и речи (здравствуй, "чинтака"!)

Целостность "дуаля" пронизывает все образно-чувственные представления человека, порождая искусство, музыку, живопись, поэзию. Дихотомия "диполя" - это то, откуда произрастают как противопоставления Добра и Зла, рая и ада, черного и белого, так и информатика, и позитивистская наука и вероятностный подход…

Двойственность "дуаля-диполя" порождает квантово-волновые представления, фрактальное видение и современные мифы, типа Гончара и Скульптора, где все уже в языке и речи в такую целокупность смешано, что и не разберешься в исходных основаниях. Все основания актуально слиянны, но потенциально различаемы. Парадокс сознания как движущая сила саморазвития. Со-знания своего, нашего, другого, чужого и иного одновременно. Парадокс на парадоксе сидит и парадоксом погоняет. Гоняет до тех пор, пока не приходит время действовать и в линейный логический дискурс чувственные образы переводить. Порождая новый парадокс чувства и действия, соединенных в слове. Различение, обобщение и превращение в измененных формах действия.

В частности, - смыслы, закрепленные и схваченные в схемах. Неосознанно созданные нами самими схемы сознания (иногда их называют "мимомы" или сокращенно, - "мимы") сидят на нас и нами управляют, до тех пор, пока мы, рефлексивно их не обнаружив, не начинаем управлять ими. Схемы самоорганизующиеся, всё более и более усложняющиеся, но никуда как идеальные сущности не исчезающие, но накапливающиеся и захоранивающиеся в памяти сознания.

Устроенное по закинутому и устойчивому циклу "различение-обобщение-превращение в измененных формах действия", мышление, как осознание своего сознания, возникает в нейронных сетях мозга не как накопление информации в банке данных, а как структура устойчиво воспроизводящихся, циклически замкнутых процессов в многомерном пространстве гипертекста. Непрерывный процесс как иллюзия трассирующего следа в виртуальном сознании, не сводится ни к дискретной последовательности состояний, ни к их сумме, ни к описанию изменений состояний. Процесс – это результат художественного произведения акта творения человеком. Не стоит путать творческий акт субъекта с процессом, а сам мнящийся процесс, в сознании, языке и речи только и существующий, – с набором объектов и их изменений. Непрерывным мир нам только кажется.

6. Заключение как замыкание цикла и встреча "начала" с "концом"

Вот как может отозваться в сознании мысль об "образе и подобии слова", возникшая из разговора про измерения и нормы в рамках БОРа (бюджетирования, ориентированного на результаты), а закончившаяся попыткой стандартизировать процесс принятия управленческого решения.

Обсуждение "диполя-дуаля" показало, что интерпретационная схема "пяти пальчиков" просто одна из шести схем, взаимосвязанных как по горизонтали, так и по вертикали.

 

7. Интерпретационная схема "Спектр радуги"

1 – "монада"
2 – "пара" ("диада")
3 - "диполь"
4 – "дуаль"
5 – "проекция"
6 – "бесконечность"
7 – "гармония"

"Каждый охотник желает знать где…" - спектр радуги… Таков первичный алфавит, азбука и мета-логика человеческого сознания, задаваемая топологией окружающего физического пространства и соответствующей кодировкой информации. В данном случае – амплитудной, метрической кодировкой. Хотя есть еще и частотная (расстояние задается через резонанс) кодировка информации, и фазовая кодировка, в которой расстояние задается двояко - через перечисление промежуточных фаз в цикле. Странно было бы, если бы было иначе – и мы сами, и наша коммуникация устроены по образу и подобию пространства, в которое погружены. Отношения Части и Целого подчинены в идеале обобщенному принципу "золотого сечения" - "Часть так относится к Целому, как Целое относится к каждой из Частей, а они между собой". Принцип общей гармонии. И одновременно – основание к видению самоподобной голографически устроенной Вселенной, к воспроизводству филогенеза в онтогенезе (и наоборот) и к тому, что любые законы Вселенной выполняются в любой её точке, выстраиваясь в иерархию в зависимости от обстоятельств. И царящий над ними всеми закон Совести (со-вести) как гласа и вызова человеку от Вселенной. Имеющий уши да услышит…

Услышит и поймет, например, то, что "пальчиками" трогать можно только схемы 1-5, основанные на альтернативах ответственного выбора с собственным риском. Что схему №6 "бесконечность" можно только чувствовать, для того чтобы интерпретировать. А вот в схему №7 "гармонию" можно только слепо верить. "Верую, потому что абсурдно…" Потому что за ней возможна и проглядывает через перечень всех возможных симметрий уже и схема №11… А за той – и схема №13, почему-то пользующаяся дурной славой, приносящей неудачу… Все просто… Как "просты" простые числа, выступающие мерой сложности. Очередной парадокс…

Если в схеме "пяти пальчиков" в основе лежит количество альтернативных ответственных выборов субъекта со свободой воли между двумя рядоположенными "знаками-символами" (проблема "буриданова осла"), то в "спектре радуги" в основе лежит динамика различении нерядоположенных "знаков-символов" и проблема самоопределения. Свободен и волен человек пользоваться той или иной интерпретационной схемой. Если они у него есть и он их сам выбирает, а не они его.

Какую схему при анализе в основание положишь – такой ответ и результат и получишь. Традиционные "анализ-синтез" применимы при субъект-объектных отношениях. Там, где появляется субъект – будь то сфера торговли или образование, возникают субъект-субъектные отношения и необходимость в коммуникацию, пользоваться более сложным рефлексивным инструментом "различение-обобщение-превращение в измененные формы действий" – в слова, в образы и схемы, в знаки-символы.

Но и наличие цикла не избавляет от двойственности – есть цикл по часовой стрелке, а есть – против. Более того, начинать этот цикл в принципе можно с любого из трех элементов его составляющих. Итого – шесть вариантов и седьмой их обобщающий. (Куда теперь от "семерки" денешься, хоть и не упорядоченной – интерпретационная схема легла в сознание, начала там свою работу и заставляет видеть то, чего раньше не видел).

Если различение и обобщение делается в словах, - вербально, то тогда превращение должно оформляться визуально, в схеме. Если же различение и обобщение происходит за счет визуальной трансформации схемы, то возникшие изменения требуется зафиксировать вербально.

Если в сознании двух участников обсуждения в данный момент царит схема "диполя" то в коммуникации нужно сначала "брататься", а потом уж, - "размежеваться". А если у обоих "стартует" схема "дуаля", то начинать надо с размежевывания для последующего братания.

Если у одного в сознании "диполь" а у другого в данный момент преобладает "дуаль", то нужно для другого рисовать схему своего сознания и совместно "ползать" по ней, разбираясь в вербально-визуальном подходе с устройствами наших сознаний. Общее правило – при этом – сказал – нарисуй, что ты сказал. Нарисовал – назови каждый появившийся элемент и значимые отношения между ними. Изобрази, где ты сам на этой схеме. Теперь снова скажи…

Различение и обобщение являются только одной из форм поиска идеи. Но позволяет преодолеть тотальность и якобы неотвратимость случайности возникновения идеи.

Возможно, в разности этих схем "диполя" и "дуаля", связанных с особенностями построения языка и речи и лежит противоречие между западными и российскими взглядами на проблематизацию. Западникам свойственно преодоление проблемы без её фиксации – через позитивный катарсис. А россиянам более приемлемо решение проблемы через содержательный конфликт и негативный катарсис.

Лучше, конечно, сразу обеими этими руками управления коммуникацией владеть. Если на каждой из невидимых рук управления самим собой по пять пальчиков будет. Десять, обрамленное одиннадцатью…про эту схему в будущем.

23 апреля 2008 года