Дискурс креативизма и когнитивный параллакс

Автор: Реут Д.В.
Просмотров: 3002

1. Одной из основных тенденций современности является увеличение проницаемости междисциплинарных границ. При этом оказывается, что некоторые феномены, до сих пор изучавшиеся описательно (а скорее просто подвергавшиеся процедурам независимой инвентаризации в соседних монодисциплинарных "королевствах"), имеют способы существования, которые описываются не иначе, как комбинированием систем понятий различных дисциплин. Ярким примером такого феномена является миф, представляющий собой устойчивую самовоспроизводящуюся систему в пространстве, включающем внутренний мир (индивидуальное сознание и личностное бессознательное) и внешний мир человека [1,2].

Более того: эрозия границ вводит в круг внимания исследователя новые феномены полидисциплинарной природы, само обращение к которым меняет ситуацию исследования. Возникает до сих пор не имевшее названия явление когнитивного параллакса, представляющее собой краеугольный камень неклассического когнитивного анализа.

2. Примером упомянутого полидисциплинарного феномена является креативизм, рассмотрение которого приходится начинать со сборки соответствующего дискурса, с определения контекстов и языков, в которых и на которых креативизм мог бы обсуждаться и соотноситься с поиском подходов к решению проблем [3]. С этой целью обратимся к некоторым из встречающихся в различных областях культуры упоминаниям креативности и креативизма. Заметим, что они далеко не всегда связаны перекрестными ссылками. Можно предположить, что указанное явление открывается взорам независимых исследователей, работающих в разных областях человеческой практики, которые фиксируют и пытаются использовать его автономно.

Креативностью обычно называется рассматриваемый феномен в естественном залоге, в том виде, как исследователь встречает его в жизни общества и подвергает анализу с помощью доступных ему средств. Креативизмом же будем называть рассматриваемый феномен в искусственном залоге, в том случае, когда предпринимаются попытки его выстроить, "сконструировать", вырастить и/или использовать.

2.1. В работе [4] видного американского психолога А.Г. Маслоу (дающего, в частности, обзор западной литературы по теме) ведущиеся в течение нескольких десятилетий исследования креативности обсуждаются в рамках холистичного подхода к изучению творчества. "Проблема креативности - это проблема креативной личности (а не продуктов креативной деятельности, не креативного поведения и т.п.). Другими словами, креативная личность это особая, даже особенная разновидность человека, а не просто человек, приобретший некое новое умение, вроде умения кататься на коньках, и не человек, делающий какие-то вещи, на которые он "способен", но которые не являются его сущностью, не заложены в его природе. Стоит посмотреть на личность, на креативную личность как на существо проблемы, и тут же перед нами встанут проблемы трансформации человеческой природы, трансформации характера, полного раскрытия всего человеческого в человеке, которые в свою очередь со всей неизбежностью подводят нас к необходимости искать и найти ответы на вопросы о мировоззрении, о жизненной философии, о жизненном пути, о моральном кодексе, об общественных ценностях и т.д." Автор сообщает, что при полевых исследованиях ему не удавалось выявить решающий фактор, обуславливающий возникновение креативности, который превалировал бы над остальными принимаемыми во внимание факторами. Тогда он пошел по пути сбора возможно более глубоких жизнеописаний знакомых ему человеческих экземпляров, достигших, по его (и их собственному) мнению, самоактуализации. Креативность он полагает важной чертой самоактуализированных людей - реализовавших личные, присущие именно этому конкретному человеку потенциалы и не утративших при этом идентичности, не пожертвовавших своими ценностями. "Такие люди живут в той данности, которая им предложена, и реализуют себя в ней". Креативный человек способен на "бескрайнее разнообразие в поведении".

2.2. В истории отечественного игрового движения известны креативные игры В.С. Дудченко, а также С.Н. Железко. Они представляют собой коллективную интеллектуальную работу по достижению некоторой цели и отличаются от широко известных организационно-деятельностных игр представителей системомыследеятельностной (СМД) методологиии [5] отсутствием априорно задаваемых схематизмов. Они не порождают интеллектуальных продуктов, разрешающих какую-либо стоящую перед коллективом производственную, социальную и т.п. проблему. Заявляемый продукт креативной игры, как может показать апостериорный анализ, фиктивно-демонстративен. В действительности же они создают условия для интенсивной интроспекции. Участники выходят из игры несколько другими людьми, переосмыслившими (разумеется, в разной степени) свои основания, в чем и состоит истинный результат креативной игры.

Креативные игры следует отличать от проводимых, например, группой Ген Ши игр трансформационных [6,7], открыто направленных на интроспекцию в религиозном либо оккультно-мистическом ключе. Как правило, последние тесно связаны с восточными духовными практиками.

2.3. На Западе существует линия в прикладной науке об управлении, называемая креативным менеджментом [8]. Он работает в децентрализованных гибких организациях, лишенных иерархии (метафорический пример: термитник). В них место управления занимает "открытое, но все же контролируемое самоуправление". Игра слов "imagin is ation" подчеркивает, что во главу угла ставится воображение как процесс и состояние, как способ мышления и организовывания, как ключ к искусству менеджмента, которое заключается в том, чтобы помочь людям увидеть и использовать свой креативный потенциал (то есть, в противоположность [4], здесь речь идет как раз о приобретении навыка!). Активизацией воображения выращиваются "креативные способы понимания", в результате "возникает новое пространство работы с проблемами". Активизированное воображение оснащается "креативным инструментальным ящиком": набором всевозможных позиций (точек зрения) для достижения "стереоскопического видения", символов, пространств для построения метафор и шаблонов последних. С его помощью человек способен строить собственные пути решения индивидуальных проблем и проблем организации и конструктивно реагировать на социальные вызовы современности. Предлагается осознавать и при необходимости переосмысливать с помощью метафор исходные посылки своих действий, считавшиеся очевидными. Автор рефлектирует представляемое направление как "постмодернистскую теорию организации". Здесь можно говорить об ориентации на построение креативных технологий, т.е. о попытке креативизма. Реализация приведенной концепции требует полной открытости менеджеров и персонала, работы с прилюдно даваемыми "честными" нелицеприятными взаимными оценками (хотя и в метафоричекой форме). Любой отечественный консультант знает, как трудно на практике создать такую атмосферу, и насколько она хрупка. Может быть, дело - в "общинности" российского сознания?

2.4. В работе по неклассической теории познания [9] вводятся понятия о познавательной и креативной установках человека, но не делается ощутимого различия между ними. Творчество (включающее креативный акт) понимается как индивидуальное действие, необходимо содержащее культурный перенос. "Творчество вообще есть не однократный индивидуальный акт, а цепь мыслей и поступков, которые осознаются некоторым сообществом в качестве целостного культурного архетипа". То есть, состоявшееся творчество есть творчество признанное. Большое внимание уделяется миграции (создающей условия для культурных переносов) как ключевому фактору в становлении человечества. Результатом творчества объявляется текст: "творчество - это редукция жизни к тексту…". Большое внимание уделяется исследованию литературного творчества и философского наследия Борхеса. Вообще данное исследование во многом ограничено исследованием литературного творчества.." Но что это такое - творчество само по себе? …Это обратный - по отношению к его интерпретации процесс. Творить - это понять смысл жизни, приписав ей замысел (жизненный сценарий, который осуществился когда-то давно или реализуется завтра)". Жизнь протекает в конфликтном мире. "Мир человека расколот на две сферы - мнимую и подлинную, профанную и сакральную, женскую и мужскую, низкую и высокую, обыденную и экстраординарную (перечисление можно продолжать еще долго), и человеческая жизнь оказывается непрерывной чередой попыток как-то примирить эти половины между собой."

3. Не находя предложенное в последней цитате представление мира человека конструктивным, продвинемся в построении дискурса креативизма, основываясь на приведенном в п.1 понятии пространства, включающего внутренний мир (индивидуальное сознание и личностное бессознательное) и внешний мир человека.

Предложим следующую модель креативности, основанную на идее взаимных отражений содержания внутреннего и внешнего мира [10]. Объекты внешнего мира и содержание подсознания, отражаясь в сознании, могут образовывать случайные цепочки ассоциаций. Эти цепочки, в свою очередь, могут воплощаться во внешнем мире в виде действий человека, устанавливаемых им социальных институтов и т.п., либо в подсознании - в виде скрытых от сознания процессов, взаимодействующих с архетипами, системами конденсированного опыта и другими объектами и процессами подсознания. (Только при неоднократном соотнесении с реалиями внешнего и/или внутреннего мира эти цепочки могут претендовать на роль когнитивных структур!). Объекты внешнего мира также отражаются в подсознании. Взаимные отражения происходят непрерывно (связь с "пассионарностью").

Креативность проявляется в том, что сознание отбирает из этого потока те ассоциации, которые соответствуют стоящей перед творческим субъектом проблеме и утилизирует их соответствующими культурным установкам субъекта способами. Креативизм требует методик интенсификации и "прицеливания" спонтанного потока ассоциаций. (Для решения задач креативность не обязательна, поскольку существуют регулярные методы их решения). Развитие этой модели и шаги по выстраиванию креативного подхода к решению проблем содержится в работе [11].

Ориентациям личности на внешнюю активность и на интроспекцию соответствуют разные системы ценностей. При некоторых условиях [12] флуктуации активности внутреннего мира человека теряют односвязность. Могут возникнуть ситуации, когда творческий субъект занят некой внешней активностью, а ее оценка, установление норм и ориентиров происходит, в том числе, с позиций, характерных для активности внутренней. Возникают противоречия и конфликты [13]. В познавательной же действительности такое раздвоение видения мы называем когнитивным параллаксом. Такова расплата за снятие барьера между внешним и внутренним миром человека.

Само принятие исследователем модели, включающей развитые представления о внутреннем мире человека, неоднократно приводило к прекращению работы (внешней активности), хотя, вообще говоря, "одной из ключевых в понимании природы креативности является способность эффективно оперировать противоречивой информацией" [14]. Видимо, здесь происходит кардинальное изменение ситуации исследования (потеря исследователем своей идентичности?). Неясно как этим можно управлять.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Реут Д.В. Системно-антропологическая реконструкция мифа. В кн. Методологический фронтир 90-х. V чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого. М.: Путь, 2000, с. 89-125, http://www.socio.ru/public/reut/Mif.doc, http://www.creon.ru/sections/ideology/2011.asp
  2. Реут Д.В. Миф и классика СМД. В кн. Методологический фронтир 90-х. V чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого. М.: Путь, 2000, с. 126-147, http://www.creon.ru/sections/ideology/2021.asp
  3. Прангишвили И.В., Абрамова Н.А., Спиридонов В.Ф. и др. Поиск подходов к решению проблем. М.: Синтег, 1999
  4. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия. 1997
  5. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развитя коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях. Труды семинара. ВНИИ системных исследований. М., 1983.
  6. Широков Г. Вертикальная трансформация: от рождения к возрождению. Поток. 2001, "зимний" (№ 8), с.20-32
  7. Уилбер К. Интегральная трансформационная практика: в этом мире или вне его? Поток. 2001, "зимний" (№ 8), с.44-51
  8. Morgan G. Imaginization. The art of creative management. Newbury Park, California: SAGE Publications Inc., 1993
  9. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб.: изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999
  10. Реут Д.В. Динамика взаимных отражений или шесть интервенций трансавангарда. В кн. Методологический фронтир 90-х. V чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого. М.: Путь, 2000, с. 46-55
  11. Реут Д.В. Креативизм в ряду подходов к решению сверхмассовой проблемы самоактуализации. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Тр. 1-й междунар. Конф. М-ва, 11-12 окт. 2001. т.3. М.: Ин-т пробл. управления РАН, с. 131-139
  12. Реут Д.В. Перспективы жизнемыследеятельностного подхода в методологии. Сборник "Формирование новой парадигмы обществоведения". Материалы IV Кондратьевских чтений 10.05.96 г. "Краеугольные камни новой парадигмы обществоведения. Традиции и перспективы российской научной мысли". Международный фонд Н.Д. Кондратьева. М., 1996, с. 105-109
  13. Гроф С. Духовный кризис. М. 1995
  14. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб.: изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000.


Опубликовано: Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.3. М.: Институт проблем управления РАН, с. 124-130.