Планшет, карта, план: инструменты трансформации

Автор: Ел. Фокина, Дм. Реут, Ив. Лобанов
Просмотров: 2814

"Картежники"

И на ночном ковре узор
был бредом вышит.

Валерий Брюсов

Темным дождливым вечером, именно таким, в какой к Карабасу Барабасу постучался Дуремар [1], московский Центр подготовки игротехников оказался точкой, где пересеклись вышеперечисленные лица, да еще человек несколько. Под ласковое урчание "электро-Тефали" и журчание разливаемого по чашкам чая разговор зашел, естественно, о статье Ген Ши в "Потоке" [2] и о приведенной там матрице ("= карте мира").

Сначала слово "карта" вызвало скорее географические ассоциации. Что есть карта вообще? Какие они бывают? Как ее эффективно употребить для самотрансформации, а, если крепко повезет, и для некоторого самопознания? Решит ли "правильная" карта все мои проблемы, как та, где отмечен клад старого Флинта? Как карта соотносится с сознательным и внесознательным? Вопросов оказалось много, пришлось их даже "голосовать". В когнитивном горизонте присутствующих оказалось несколько примеров карт: напечатанная в "Потоке" матрица 7x7 (на основе классической системы чакр[1]), упомянутые там: шаманская картина мира (верхний, средний, нижний миры), "Роза мира" Леонида Андреева, да еще комиксы дзенского пути из популярного китайского руководства (кстати, читатель может их увидеть в последующем номере "Потока" [3]). Общего между ними не очень много, но картами в некотором смысле являются они все. Заметим, что внимательное отношение к картографии возникает сейчас везде вплоть до высших эшелонов власти [4]. Возникает естественное желание иметь краткое и ясное определение - что карты есьмь? Например, такое:

Карта есть знаковая форма, отражающая взаимное положение и/или иные отношения двух или нескольких элементов в какой-либо действительности

Под знаковой формой будем понимать совокупность двух или более знаков (в простейшем случае - точек), состоящих в некоторых отношениях (временных, пространственных или иных).

Сюда и текст ложится, заметьте, и любая графика, и храмовый комплекс Барабудур - как архитектуризованная мандала, да и сам список вопросов про карты, принятый к обсуждению, и, если на то пошло, и список правил "Интеллектуального клуба", где все это обсуждалось.

Для дальнейшего важно различить знаковую форму, в которой указано положение личности (субъекта), с этой картой работающей, и знаковую форму, еще лишенную такой отметки. Карта не содержит отметки - где в данной действительности данная личность (субъект) помещает себя.

"Планировщики"

Новых путей не стоит искать,
Их надо прокладывать.

Брна Црнчевич

Под планом (ср. с термином "план-карта" системомыследеятельностной методологии) мы будем понимать то, во что превращается карта нанесением указанной отметки. Карта - канва плана, там еще не обозначены намерения. Таким образом, карта, условно говоря, "объективна" (псевдо-объективна). Например, географическая карта Калужской области или глобус Украины. План безусловно "субъективнее". План всегда есть план какого-то субъекта.

Карта превращается в план указанием местонахождения личности (субъекта).

Картой является, например, часовой циферблат. На ней (нём?) отмечены угловые расстояния между "пунктами" Один Час и, скажем, Два Часа. Или - Тридцать Шесть Секунд и Сорок Четыре Секунды. Беглый взгляд человека на циферблат со стрелками превращает его в план: этим взглядом на карту наносится точка отсчета "сейчас".

Заметим, план может служить инструментом как внутренней трансформации, так и внешней деятельности, внешних преобразований. Он нужен и для того, чтобы не сбиться с пути к Истине, и, скажем, для организации конференции или выпуска журнала. В первом случае принято говорить о трансформации личности, во втором - о субъекте и его деятельности (внешнеэкономической, например).

Маленькая методология большой систематики

От незнания логики погибло больше
кораблей, чем от незнания навигации.

У каждого участника дискуссии в сознании присутствует этих карт куча, воз и маленькая тележка; главная проблема оказалась в оперативном выборе нужной карты и отбрасывании ненужных. При этом мы используем как ситуативные критерии, так и основанные на "вечных" истинах. Картографический багаж полезно систематизировать. Для начала нужна типология карт (тоже карта?). К примеру, такая:

1. Карты типа "географических", отвечают на вопросы: Где? Куда? Откуда? (здесь соотношения элементов представлены наглядно, геометрически)

2. Карты "технологические", отвечают на вопросы: Что? Как? Когда? (здесь, как правило, преобладает текст)

3. Карты "гадательные", отвечают на вопрос "что со мною (с ним) будет?" Интерфейс между сознательным и внесознательным. Позволяют заглянуть за временной и пространственный горизонт. (каждая из них - более или менее многозначный символ, а дальше уж - "как карты лягут!", какие отношения между ними выстроятся)

Существуют карты смешанного типа, например, первого со вторым. Возможны карты одномерные и n-мерные, построенные в разнообразных координатах - линейных, угловых, полярных, циклических (вспомним 64 гексаграммы "Книги перемен").

Найдутся ли карты, указывающие: Кто? Почему? Зачем?

Расклад карт "Таро" обычно интерпретируется как соотношение тебя теперешнего и твоего будущего. Знаковая форма, образованная картами, обращает внимание человека на какие-то конкретные аспекты занимающей его ситуации, стимулирует его интуицию и внесознательные каналы приема информации. Пожалуй, над вопросом "кто?" они заставляют задуматься - когда соотносишь предсказание с видимой ситуацией.

Системы конденсированного опыта (СКО) [5] также можно трактовать в картографическом смысле. Это - аттрактор, область притяжения трактовок жизненных ситуаций, один из элементов или даже возможных видов планов нашего подсознания. Весьма существенно, что следование планам этого уровня осуществляется безоговорочно - оно не осознается и с трудом рефлектируется post factum. Осознание своих СКО и приобретение относительной независимости от них (в случае надобности) есть большая специальная работа, поскольку способы их существования описываются, вероятно, на системных языках мозга.

Объекты пограничного между сознанием и подсознанием аксиологического слоя ("вечные" ценности) имеют отношение к ответам на вопросы: к чему я на самом деле стремлюсь? Чего я на самом деле хочу? К своему аксиологическому плану человек "прирастает" сильнее всего. Каждый завершенный аксиологический план порождает свой кластер планов "географического" и "технологического" типов. Аксиологическому типу карт можно присвоить в вышеприведенной типологии номер "0", т.е. вывести его на первое место.

Ситуация употребления

…кто иглой на разорванной карте
отмечает свой дерзостный путь…

Н. Гумилев

Какова ситуация употребления плана? Представим ее следующей схемой (рис.1).

"Я" выглядит на схеме как некий "протуберанец". Здесь мы исходим из представления, что Мiр - един (вычленение из него моего собственного "Я" - попытка, вообще говоря, наивная). Тем не менее, если мы ее предпринимаем, то между мной и Мiром возникает пространство, где уместны карта и план как инструменты планирования и реализации моей относительной самостоятельности. Они могут быть употреблены на изменение себя, изменение мiра, либо на совместные изменения. В личностно-временном аспекте карта есть промежуточное звено между моим намерением и действием. Вариативность этой карты и слабая управляемость актуализацией той или иной модификации ее извне выделяет человека из животного мира.

Планшет как мера сущности

В зависимости от того, занимаюсь я стратегическим, тактическим или оперативным вопросом, требуются карты разного сущностного "масштаба". Орел не ловит мух.

Планшет, лежащий в основе карты, задает масштаб построения, характеризуя временную, пространственную или иную меру деятельности, предполагаемые к привлечению ресурсы. В зависимости от масштаба планшета, создаваемые на его основе карта и, далее, план могут быть стратегическими, тактическими или оперативными.

Планшет есть основа карты, задающая масштаб трансформации и/или деятельности

На этапе построения плана на карте необходимо нанести точку "a", связанную с моим текущим самоопределением, и хотя бы еще одной точки "b" - цели предстоящего движения (изменения) или ориентира в этом движении. Например, это может быть представление обо мне идеальном или точка некоего абсолюта, скажем, добра. Тогда зло помечается еще одной точкой - "c". Заметим, что выбор ориентиров "b", "c" осуществляется внешними по отношению к "картографии" средствами. Он категорически индивидуален. Конкретизации понятий о зле и добре в разных культурных контекстах не совпадают.

Домашнее задание для читателя: рассмотрите план, в котором точка "b" совпадает с точкой "a". Каковы существо и социокультурная принадлежность такого плана? Какому состоянию человека он соответствует?

Постановка, решение проблем [6] и вообще всякая деятельность осуществляются в соответствии с некоторыми планами. Конечно, наличие плана не является достаточным условием самореализации. "Начертанное" надо еще осуществить. Но это, согласитесь, тема отдельной статьи.

Для составления планов хорошо бы иметь карту с обозначением того, за какие типы проблем (задач) данному человеку следует браться, а за какие - не следует.

Вы не путаете реальность с действительностью?

Знать, недаром карты врали..

Денис Давыдов

Соотношение карты и построенного на ее основе плана с реальностью условно показано на рис.2.

Показом вектора иррациональной (внесознательной) действительности мы подчеркиваем, что нашему подсознанию свойственны некоторые (обычно неизвестные нам) закономерности. Они могут оказаться с реальностью мiра как "в фазе", так и "в противофазе" (последний случай показан на рис.2). Как известно, закономерности подсознательного могут быть исследованы и использованы на уровне сознания.

Каждая карта - в каком-то смысле - шаблон. Из неизбежности зазора (везде кроме "точки истины"!) между "суровой" реальностью "уютной" действительностью карты (плана) можно заключить, что буквальное следование любой карте (плану) неизбежно уводит от реальности. Поэтому желательно в своей жизненной навигации отслеживать величину зазора между реальностью и действительностью и вовремя менять карту на новую, плана - на новый, соответствующие той точке реальности, в которую нас занесло. Каков критерий годности карты и плана? Величина зазора может оцениваться чисто прагматически или из некоторых идеальных соображений. Иногда нас что-то не устраивает подсознательно. Чем динамичнее ситуация, тем чаще следует контролировать соответствие.


К нашим услугам всегда "колода" мировых религий и идеологий. Истинна ли только одна из них (какая?)? Или каждая отражает определенный аспект истины?

От креативности до креативизма

Понятие креативности простраивается на связке внешнего и внутреннего миров личности. Объекты внешнего мира и содержание подсознания, отражаясь в сознании, могут образовывать случайные цепочки ассоциаций. Эти цепочки, в свою очередь, могут воплощаться во внешнем мире в виде действий человека, устанавливаемых им социальных институтов и т.п., либо в подсознании - в виде скрытых от сознания процессов, взаимодействующих с архетипами, системами конденсированного опыта и другими объектами и процессами подсознания. Объекты внешнего мира также отражаются в подсознании. Взаимные отражения [7] (опосредованные многими слоями человеческой психики!) происходят непрерывно. Креативность проявляется в том, что сознание отбирает из этого потока те ассоциации, которые соответствуют стоящей перед творческим субъектом проблеме и утилизирует их соответствующими культурным установкам субъекта способами [8,9]. Креативизм требует методик интенсификации и «прицеливания» спонтанного потока ассоциаций. Ориентациям личности на внешнюю активность и на интроспекцию соответствуют разные системы ценностей. При некоторых условиях флуктуации активности внутреннего мира человека теряют односвязность. Могут возникнуть ситуации, когда творческий субъект занят некой внешней активностью, а ее оценка, установление норм и ориентиров происходит, в том числе, с позиций, характерных для активности внутренней. Возникают противоречия и конфликты. В познавательной же действительности такое раздвоение видения мы называем когнитивным параллаксом [8]. Само принятие исследователем модели, включающей развитые представления о внутреннем мире человека, неоднократно приводило к прекращению работы (внешней активности), хотя, вообще говоря, «одной из ключевых в понимании природы креативности является способность эффективно оперировать противоречивой информацией» [10]. Видимо, здесь происходит кардинальное изменение ситуации исследования (потеря исследователем своей идентичности?). Неясно не только как этим можно управлять, но и - можно ли это заметить.

Креативизм есть генерирование планов в отличие от познания - генерирования карт. Созданный план в процессе употребления устаревает и погибает или становится "вечным" - мифологизируется. В системомыследеятельностной (СМД) методологии создание огрдеятельностных схем (например, схемы акта деятельности или схемы коллективной мыследеятельности) [11] были актами креативности. Креативность - заложенный в человечестве механизм генерирования мифов, обновления облака мифов. Креативизм есть механизм эволюции облака мифов.

Акт креативности есть проецирование во внешний или внутренний мир конструкции (статического или динамического объекта, плана, идеальной сущности), порожденной во внутреннем мире, не совпадающей с конструкциями интегрального мира в пределах когнитивного горизонта личности (субъекта креативности).

Духовное учение как карта

Духовное учение сочетает в себе свойства технологической и географической карт. Точки входа в него многочисленны. Пути духовного совершенствования неисчислимы. Человек, выполняя те или иные духовные практики, изменяется при следовании по духовному пути. Сегодня он выбирает те направления движения (развития), которых не видел или не оценил вчера. Он строит, а, если присмотреться внимательнее - находит в самом учении соответствующие планы движения. Трудно переоценить роль и ответственность Духовного Учителя.

Согласно учению Чань, истина должна быть найдена на рыночной площади. Вот самое сложное - сочетать следование духовному учению, оставаясь в миру.

РЕЗЮМЕ

Отсутствие гармонии между внутренним и внешним порождает проблемы. Наша цель - карты, помогающие угадать "контрабандные" тропы между Внутренним и Внешним миром человека [12] через минные поля, колючую проволоку и берлинские стены, возведенные цивилизациями. Да и культурами тоже…

ЛИТЕРАТУРА

1. Толстой А. Золотой ключик или приключения Буратино.

2. Ген Ши Вертикальная трансформация: от рождения к возрождению. Поток 2001, № 8 ("зимний"), с. 20-32.

3. Десять сезонов просветления. (образная модель пробуждения в Дзен). Поток 2001 г., №9 "лето", с.100-103

4. Неклесса А. Новая картография мира. Экономические стратегии, 2001, "Зима", с.33-41

5. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя. М.: издательство трансперсонального института, 1996.

6. Прангишвили И.В., Абрамова Н.А. и др. Поиск подходов к решению проблем. М.: Синтег, 1999.

7. Реут Д.В. Динамика взаимных отражений или шесть интервенций трансавангарда. В кн. Методологический фронтир 90-х. V чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого. М.: Путь, 2000, с. 46-55.

8. Реут Д.В. Дискурс креативизма и когнитивный параллакс. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.3. М.: Институт проблем управления РАН, с. 124-130

9. Реут Д.В. Сладкое проклятие креативности. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.3. М.: Институт проблем управления РАН, с. 91-123

10. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб.: изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000.

11. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Шк. Культ. Полит., 1995

12. Реут Д.В. Взаимная дополнительность Востока и Запада относительно транскультурного инварианта Мысль-Слово-Дело. Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век. Материалы к IV международной Кондратьевской конференции. Москва, 15-16 мая 2001 г. М.: МФК, 2001, с. 267-272.



[1] Вообще говоря, анализировать себя и Мiр можно путем разложения по самым различным базисам: антропогеографическому (север, юг, запад, восток), пяти древнекитайским первоэлементам (земля, вода, воздух, огонь, дерево), семи нотам, планетам или алхимическим металлам, двенадцати знакам Зодиака или символам восточных годовых циклов, семидесяти восьми великим и малым арканам Тота Гермеса Трисмегиста и мн.др. Чем больше элементов в базисе, тем точнее анализ, но громоздкость возрастает катастрофически.

Опубликовано в журнале "Потока", 2002, "Лето".