Пять пальцев невидимой руки управления собой

Автор: Редюхин В.И.
Просмотров: 3063

Более сорока лет назад я пришел работать в школу. Этот текст про школу и про образование с моей личной точки зрения. Это не методические рекомендации, хотя многое из написанного сам применяю на практике. Это не научная статья – там нет ни одной ссылки на педагогические исследования или опубликованные работы. Это не научно-теоретическое исследование, так как основой анализа выступают собственные наблюдения за самим собой. Это - обратная ретроспектива моей автобиографии.

Путь "из варягов в греки" и обратно был долог…От учителя физики и математики, директора московской математической школы 429 - в педагогическое движение "Эврика", потом - в социальное проектирование с международными фондами и организациями, в работу с местным самоуправлением в регионах России; с социальным партнерством государства и НКО в Программе развития ООН; в консультирование бизнеса, региональных властей и федеральных органов исполнительной власти. И снова - в образование, в модераторы Всероссийского Интернет-педсовета.

Все, что можно было зачерпнуть при движении по этой дуге жизненной траектории из общения с замечательными педагогами-новаторами, с ТРИЗом, с психологами и социологами, с философами и методологами, с консультантами по управлению и экспертами по оценке, - все это слилось в целостную для меня лично картинку, видением которой я и хочу поделиться с Вами в жанре размышлений об образовании как этапах своей профессиональной биографии.


1. Уровни внешней компетенции субъекта и компетентность как их внутреннее отражение и сумма

Можно ли не соответствовать Указу Президента РФ?

При происходящей сегодня модернизации российского образования особенно остро стоит вопрос мониторинга и оценки качества образования:

· хода и результата самого процесса образования как межпоколенческой трансляции накопленного исторического опыта во всех его аспектах;

· составляющих его частей системы образования, как они описаны в законе;

· управления многоуровневой системой образования и степени согласованности взаимодействия между уровнями;

· вклада в общий результат всех субъектов-участников образовательного процесса – обучающихся и воспитанников, педагогических работников, администрации образовательных учреждений, работников органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровня.

Такая разноплановая оценка объектов, процессов, субъектов образования и управления ими требует поиска общих подходов для построения системы сбалансированных критериев, индикаторов и показателей успешности сферы образования, эффективности вложения ресурсов и оптимальности принимаемых решений.

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти", задавший очередной этап административной реформы, ввёл для федеральных органов исполнительной власти РФ функции нормативно-правового регулирования, выработки государственной политики, её реализации и контроля и надзора. Этот Указ предписал создание трех новых организационных структур федеральных органов исполнительной власти: министерств, агентств и служб, реализующих эти функции.

Впервые в истории страны за разными субъектами федерального уровня были закреплены разные пять форм реализации права:

а) нормотворчество как выработка законодательных норм права, регулирующих социальные отношения и решающих проблемы сферы деятельности (представительная и президентская ветви власти)

б) нормоустановление (установление норм) как разработка норм права конкретизирующих законодательную норму и придающих статус органам и организациям и полномочия должностным лицам или гражданам. (федеральные министерства)

в) нормоприменение (применение норм) как создание правовых норм, позволяющих осуществлять и реализовать возложенные полномочия (федеральные агентства)

г) исполнение и использование норм права в сфере деятельности, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права в границах полномочий в соответствии с уровнем компетенции. (подведомственные органы федеральной исполнительной власти)

д) соблюдение норм права - форма их реализации, которая заключается в воздержании (или принудительном удержании) субъекта права от совершения запрещенных правом деяний. (федеральные службы)

Такое коренное изменение структуры исполнительных органов не может раньше или позже не затронуть (и затрагивает) систему правового регулирования на нижележащих по масштабам уровням управления – субъектов РФ, местного самоуправления, организаций и учреждений, вплоть до отношений внутри образовательных учреждений ("директор-учитель", и "учитель-ученик"). Только таким образом (наряду с общим образовательным пространством) через удержание инвариантов работы с правовыми, социокультурными и другими нормами, формируется правовое сознание граждан, на отсутствие которого сетуют сегодня многие политики образования.

Рис. 1. Пять форм реализации норм права в государственном регулировании

Такое единообразие подходов к нормам права касается и компетенций. Было бы странно, если бы компетенции госслужащих, упомянутые, но не раскрытые в ст. 4 и 17 ФЗ 79 РФ "О государственной гражданской службе" (то есть управленцев регионального и федерального уровней) противоречили компетенциям обучающихся и воспитанников или профессиональным стандартам учителя.

При всем многообразии норм права, которое катастрофически возрастает с переходом от уровня к уровню, достигая необозримых, а, значит, и – неконтролируемых масштабов на самом главном уровне - уровне организации и человека, инвариантами трансформации норм права выступают: 1) нормотворчество, 2) установление, 3) применение, 4) исполнение и использование, 5) соблюдение (с функциями контроля, надзора и отчетности). Эти пять составляющих реализации норм права существуют и отличаются друг от друга на каждом уровне компетенции.

Специфика и суть процесса образования в его межпоколенческой трансляции исторических социокультурных норм и разработке новых норм. А инварианты трансформации норм культуры остаются все те же, только по-другому в образовании называются.

а) творчество норм культуры остается как создание того, чего в данных масштабах пока нет. Нет ни в практике действий, ни в чувственных ощущениях, ни в коммуникации, потому что нет имени в сознании – "сепулька фербенксового цвета"

б) установление норм культуры - это и есть становление (если нет аналогов) или формирование (если где-то извне такая норма уже существует) системы знаний (установление культурных норм) о содержании, смысловом наполнении, формах и возможных практиках работы с этой инновационной нормой. Норм работы, зафиксированных в Слове, Образе или молчаливом Действии.

в) нормоприменение выступает как умение с этими знаниями - нечто практическое сделать и их в жизнь воплотить.

г) исполнение и использование норм культуры, если она овладевает человеком происходит на автоматическом, часто неосознаваемом уровне ("нельзя читать чужие письма", "мойте руки перед едой"), то есть на уровне навыков.

д) соблюдение норм культуры зависит от источника их происхождения – откуда социокультурная норма взялась – из мифологии общественного сознания (каноны и табу); или из административных приказов и инструкций; или появилась из борьбы с другими нормами, из партнерского согласования или личного творчества. Источник появления культурной нормы предопределяет и механизмы оценивания и мониторинга, и риски и ответственность за принятие решения относительно нормы. Ясно же как "пять пальцев" - за какой поступок тебе руки потом не подадут, а за какой и под суд могут отдать.

Рис. 2. Нормы ТОНУЗ - пять составляющих компетенции субъекта при трансляции норм культуры

Как вовне – так и внутри. Если исходить из необходимости целостности и связности пространств трансформации норм права и норм культуры, то каждом уровне компетенции субъектов эти пять инвариантов должны воспроизводиться в формах творчества, оценивания, навыков, умений и знаний, друг с другом увязанных в сеть – ТОНУЗ.

Количество уровней компетенций определяется содержанием, масштабами проблем, на преодоление которых субъект ориентирован. А так же тем, кто он сам такой - государственный чиновник и специалист предметник из ведомства, общественный деятель из НКО гражданского института или местного сообщества, профессиональный менеджер или же управленец- оргпроектировщик – организатор социального со-проектирования.

Сколько и каких уровней компетенций выделять?

Фиксация уровней компетенции нужна, чтобы кому-то извне или самому себе принять решение о соответствии (или не соответствии) личности тому социальному месту, на которое она претендует в результате своего самоопределения при встрече с проблемой:

· гражданин, человек, родитель, житель территории, представитель общественности, местного сообщества или гражданского института;

· должностное лицо органа исполнительной власти, ограниченное компетенциями и полномочиями должностного регламента, нанятый по договору работник; специалист-предметник;

· профессиональный управленец и менеджер, проектирующий и самостоятельно принимающий ответственное решение в области порученных вопросов ведения;

· субъект организации совместного коллективно распределенного со-проектирования, лицо, отвечающее за согласование действий разных субъектов, социальный или образовательный политик.

В вертикально интегрированных системах государственного управления (и в логике предметных естественно-научных дисциплин) царит презумпция нормы - "все, что не предписано, то не разрешено и запрещено". В гражданском обществе презумпция совсем иная, - "все, что не запрещено законом, - то разрешено". Профессионал-проектировщик руководствуется культурными нормами того сообщества, к которому сегодня уже принадлежит. Оргпроектировщик вынужден удерживать в своем сознании все многообразие исторических социокультурных норм, возникавших когда-то в истории человеческой цивилизации. И самоопределяться в этих рамках и масштабах, - что приемлемо для его исторической культурной идентификации, а что нет. Если ошибся в самоопределении – то потерял социальное "лицо". Иногда навсегда.

Разные самоопределения относительно проблемы порождают разные взгляды на количество уровней и содержание компетенций.

"Вертикаль" государственного регулирования

В многоуровневой системе вертикально интегрированного государственного регулирования царит административная директивная логика. В исполнительной вертикали власти, - и государственной, и муниципальной, как и в бизнесе, уровни управления иерархически соподчинены друг другу, так как выполняется принцип единоначалия. Какие бы структурно-функциональные подразделения в административной вертикали не выделялись, всегда разработка политики (стратегическое планирование) определяет приоритеты стратегического управления. На этих приоритетах базируется тактическое (программно-целевое) управление и проектирование, которое затем конкретизируется в оперативное управление (организацию), далее, - в руководство персоналом, исполнение поручений, техническую рутинную работу, завершающуюся статистикой, кодированием и архивированием в системе электронного документооборота.

Рис. 3. Уровни ведомственной вертикали государственного регулирования

Разрабатываемые верхними уровнями управления нормы конкретизируются для нижних уровней управления в двух составляющих ипостасях. Первая составляющая регулирования – нормоустановление (правоустановление), наделяет подведомственные органы (в организации – подразделения) статусом (правами и полномочиями) и конкретизирует для исполнения принятых норм и законов.

Вторая ипостась (функция) регулирования - нормоприменение (правоприменение), описывает и предписывает процедуры исполнения норм и их применения (операцинализации) для исполнения приданных первой функцией этому органу (подразделению, должностному лицу) статусов.

На каждом уровне управления нормативные акты и документы правоустановления и правоприменения тоже "раздваиваются" и называются по-разному - концепция и стратегия, программа и проекты, положения и регламенты, методики и инструкции, приказы иипоручения и т.д. Они имеют свою специфику для регулирования и в идеале должны разрабатываться и существовать отдельно. Иногда на практике Положение и Регламент пытаются соединить в одном нормативном акте.

В каждом уровне управления в организации (органе) приходится удерживать все нижележащие и нерядоположенные уровни рассмотрения вопросов ведения - компетенции. На тактическом уровне управления, административная вертикаль устроена в "программно-целевой логике", отличающейся от "проектной логики" тем, что "проблема" - это то, что априори представляется "проблемой" государственному служащему, а не выявлена совместно с целевой социальной группой как в социальном со-проектировании.

Административная директивная логика – это логика неуклонного, безукоснительного и бесперебойного исполнения норм, спускаемых вышестоящими инстанциями. При этом нормы ТОНУЗ ограничены только ЗУНами, - "творчески работающий" чиновник должен быть немедленно уволен. Творчество всегда находится за скобками должностного регламента и ограничено[2] перечнем вопросов ведения, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения. И оценить эту самостоятельность может и имеет право только вышестоящий начальник.

"Горизонталь" общественного партнерства и со-трудничества

Сами общественные организации, - первичная основа гражданских институтов, - разные. В своем организационном развитии они проходят этапы становления, схожие с этапами возрастного развития ребенка

Исследования Центра "Социальное партнерство" Программы развития ООН [3] показали, что зарождение общественной организации может начинаться с объединения людей на почке их личной боли, проблемы, жизненных неурядицах, или же, наоборот, - радости и желания сделать что-то хорошее для окружающих. Постепенно вокруг человека, загоревшегося какой-то идеей, могут сплачиваться другие люди, накапливается общее содержание совместной деятельности. На этом первом этапе, не столь важно, в чем заключается эта идея – в помощи инвалидам (потому что у меня свой ребенок – инвалид) или в обучении детей и молодежи народным ремеслам (потому что я всю жизнь этим занимался, а теперь остался без работы), главное - чтобы личная персональная проблема совпала с общественно-значимыми социальными потребностями на территории и тогда на эту идею, как на огонек света, начинают собираться единомышленники.

На первом этапе развития организации (зарегистрированной или никак не оформленной нормативно-правово и существующей в виде клуба) накапливается содержание общей работы, складываются межличностные отношения между членами будущей общественной или некоммерческой (НКО) организации. Внешние связи в этот момент не являются чем-то значимым – "нам и так хорошо вместе".

Любая общественная организация не может оставаться замкнутой и закрытой, и на втором этапе организационного развития она выходит на внешние контакты для осуществления помощи человеку и поддержки людей, с такими же, как у неё самой радостями или печалями, а также, - ищет любые поводы для публичной презентации своей активности. Быстрота и способы перехода на следующий этап зависят во многом от личности лидера, от того, кто он в прошлом и настоящем: специалист в конкретной предметной области, управленец и менеджер, разорившийся бывший предприниматель или домохозяйка.

На третьем этапе организация переходит от мероприятий и единовременных актов помощи и поддержки людей к достаточно постоянной работе с социальной группой. Например, с детьми и в образовании. Хотя и на этом этапе организация не всегда сама осознает, что начинает оказывать социальные услуги населению и, тем самым, входить в сферу влияния и интересов государства. Причем, одни при этом делают свое дело за счет своей собственной малоплачиваемой работы или волонтерского труда, а другие пытаются перераспределять потоки гуманитарной помощи за счет средств от отечественных или иностранных доноров и благотворителей.

На четвертом этапе у всех НКО и общественников возникает потребность в управлении своим собственным развитием, в планировании и организации деятельности в соответствии с изменяющейся внешней ситуацией. Поиск финансирования заставляет обратиться к методам фандрайзинга, к специфике работы с персоналом, к разработке стратегического планирования, что создает предпосылки для перехода на пятый этап профессионализации деятельности организации.

Достаточно профессионально освоив оказание социальных услуг, на пятом этапе НКО, как правило, начинают сами интенсивно осваивать проектный подход, разрабатывать социальные программы и участвовать в конкурсах на грантовую поддержку социальных проектов.

От непосредственной помощи "клиентам" своей социальной группы НКО на шестом этапе переходят к формам опосредованной консультационной поддержки других организаций и общественных ассоциаций. При этом одни начинают "защищать права" этой группы населения и общественных объединений в разных инстанциях, а другие, набравшись опыта, начинают поддерживать уже сами НКО, оказывая им сервисные услуги: юридическое, проектное и другое консультирование, проводят обучающие семинары и тренинги на деньги благотворительных фондов.

На этом шестом этапе организационного развития НКО выходят в позицию координации других организаций на территории или в регионе. Обычно, это попытка объединить организации "своего" же типа и профиля относительно целевой группы: сироты, семья, инвалиды, талантливые дети или дети с ограниченными возможностями. Они становятся потенциально готовы к эффективному взаимодействию с властью на принципах социального партнерства.

Овладев наукой хождения "по коридорам власти" общественные организации на седьмом этапе начинают организационно, политически и законодательно лоббировать интересы своей социальной группы или коалиции НКО.

Рис. 4. Этапы "возрастного развития" общественности

Эта периодизация очень похожа на этапы возрастного развития ребенка, последовательно проходящего периоды игры, обучения, общения, исследования и т.д. Как с возрастом человек в принципе может и не взрослеть психологически, точно так же конкретная НКО может долгие годы не передвигаться на следующий этап социальной зрелости и быть успешной во всех отношениях, пока за счет внешних или внутренних причин не возникает кризисов развития и потребности в изменении форм деятельности.

И, точно так же, как и ребенок, если в своем "историческом" развитии некая организация не прошла предыдущий этап из описанных выше, то велик риск выхода за "зону ближайшего развития" – например, без глубокого освоения конкретного предметного содержания организация не сможет координировать деятельность других. Если нет опыта презентации и организации собственной деятельности, то вряд ли НКО будет успешной в разработке и реализации социально-значимых проектов. А если утрачена изначальная человеческая боль и радость, то лоббируются собственные корпоративные интересы.

В идеальном варианте НКО должна была бы одновременно продолжать все деятельности специфические для каждого из этапов. На практике это затруднительно, хотя некоторые этапы организации совмещают. Тем не менее, по ряду признаков: наличие у НКО тех или иных документов, стиль общения, тип мероприятий, организация работы и т.д., можно определить на каком этапе организационного развития находится НКО.

В зависимости от возрастного развития НКО растет и содержание востребуемых норм ТОНУЗ – от приоритета творчества к все большему понимаю необходимости норм оценивания и процедуры самооценки.

"Вертикаль", "горизонталь" и сеть "диагоналей" логики социального проектирования

Откуда и когда возникают эти уровни компетенции и почему они так сходны у столь разных "общественников" и "государственников"?

Административные целевые ведомственные программы все "знают наперед" и не усомневают правильность принятых законов и вводимых норм для устранения проблем подведомственной сферы и социальных страт населения. А как же иначе – ведь в представительной законодательной ветви власти и собраны представители населения и специалисты подведомственной сферы – им и карты в руки. Только вот непосредственно "дотянуться" с федерального уровня до каждого учреждения и конкретного человека очень сложно. Можно, конечно, обеспечить исполнение принятой нормы прокурорским надзором и правоохранительными органами, но это очень затратно, так как в пределе придется надзирать за каждым отдельным человеком. Какой для этого штат нужен? И кто будет надзирать за "надзирающими" ? А кому тогда собственно работать? Вот и приходится делегировать часть своих полномочий на нижележащий уровень компетенции со всеми вытекающими отсюда последствиями. А тем – еще ниже, на следующий уровень и масштаб и так далее - страна-то у нас большая – в компактной и обустроенной Западной Европе с таким пространственным феноменом не сталкиваются.

Но делегирование полномочий и распределение компетенций становится проблемой даже и для гораздо меньшего количества участников общественного производительного труда в зависимости от сложности исполняемой коллективно работы. Копать котлован можно и в паре "начальник-подчиненный", а вот для занятий нанотехнологиями или образованием в масштабе страны приходится организовывать многоуровневую систему управления и соответствующих компетенций.

Вопрос в том, как, на каких принципах делегировать ЛПР (лицу принимающему решения) свои полномочия другому. Принцип демократического централизма диктует приоритет мнения большинства. Принцип директивного вертикального подчинения ставит во главу угла единоначалие. А принцип субсидиарности предполагает договоренности, когда верхний уровень управления вмешивается в дела нижнего, только когда его об этот попросят, или когда нижний нарушает принятые ранее сообща договоренности. Есть еще принцип "со-конкуренции" - где-то вместе, где-то против друг друга, где-то независимы, а где-то вообще не видят друг друга по каким-то причинам. Какой бы принцип управления мы не выбрали (кроме директивного, в котором только и есть, что пара – "начальник и подчиненный") придем к необходимости обсуждения разграничения прав, обязанностей, ответственностей и рисков, а значит,- к разным уровням компетенций участников общего процесса.

Общественность, как правило, ориентирована на человека, которого (самого себя, а кого же еще?) она ставит во главу угла и в центр тех концентрических расходящихся от непостижимого человека кругов, - среду его обитания разных масштабов: личность и межличностные отношения, семья, профессия, социальная среда, историческое пространство культуры, "вечное" натуральное и естественное пространство природы, бесконечность самоподобной Вселенной.

Рис. 5. Двойственность "плоской" картины натуральной компетенции общественности

Если и есть какие-то в этом случае различения (типологии) компетенций, то они совпадают с нормами ТОНУЗ, так как все компетенции "плоские" - отличаются предметом деятельности (предметом коммуникации, ведения, сознания и т.д.) Хотя у разных субъектов "общественности" может существовать разный набор собственных приоритетов и их последовательность. В том числе, - иерархия с точностью до наоборот, когда отсчет начинается с бесконечно удаленной точки. Но в любом случае антропный принцип побеждает – "человек – это же мера всего?". Свободен, конечно, человек со свободой воли в собственном сознании. Но, к счастью или несчастью, - не все на свете наша собственность…

Так же как ребенок, тянущийся к яркой игрушке, раньше или позже обнаруживает стоящего за ней родителя, то и общественность обнаруживает, что не все её "человеческие" пожелания и хотения, оформленные в нормах ТОНУЗ, могут быть реализованы на практике. Потому что и сами общественники между собой и внутри себя, и в разные моменты времени – разные, а значит, для согласования их общих интересов существуют общепринятые законы и нормы, которые приходится соблюдать. Социальная "машина принуждения" (как установления норм и их применения для общего исполнения и персонального использования) складывается исторически и общими усилиями в целом независимо от чьего-то субъективного отношения к ней. Законы (даже людьми принимаемые) в результате их принятия (легитимизации) становятся объективными и незнание законов (хоть социальных, хоть природных) не избавляет от ответственности за их неисполнение. Над горизонталью общественных отношений грозно и пугающе вздымается вертикаль государственной власти, регулирующей социальные отношения в разных аспектах.

Рис. 6. Директивная компетенция власти по аспектам

То же самое с любой другой директивной властью и с соответствующей ей компетенцией.. Например, - концептуальной власти науки, формирующей и вводящей не нормы права, а нормы культуры.

Таково настоящее… "На свете есть всего лишь три желанья – собственность, власть и преобладанье",- наставляет Мефистофель Гете непонятливого Фауста. Прирожденное желание свободного человека со свободой воли - уйти от директивной, всегда авторитарной власти, изменить свое положение в будущем, заставляет его при встрече с проблемой [4] приподняться над этими двумя нерядоположенными альтернативами "общественного" и "государственного" и выйти в "третье" пространство. .Приобрести новую, социальную - проектную компетенцию, а, значит, - новые нормы ТОНУЗ.

Рис. 7. Преобладание "социальной" компетенции над "директивной" и "натуральной".

Государство просто не в состоянии "покрыть" нормами права все аспекты социальной жизни и общественной собственности и всегда есть возможность найти "зазор" между властью и собственностью, если не в нормативно-правовом и финансово-экономическом аспекте, то в организационно-функциональном или информационно-коммуникационном и т.д.. "Зазор" и "разрыв" в неком аспекте, в котором и лежат и сами социальные проблемы, и потенциальные ресурсы по их преодолению. Это заставляет видеть все возможные аспекты выделенной в неких рамках проблемы в целостности и сетевой взаимосвязи, рассматривать их как ресурсы решения социальной проблемы, решения оформленного в нормах социокультуры, права, нормативах и директивных документах.

Рис. 8. Введение нормы устраняет проблему, обнаруженную в одном из аспектов

Из третьей позиции (и пространства) социального проектировщика можно обнаружить, что "вертикально" ориентированы не только государственная власть или управление в бизнес-структурах, но и любые научно-естественные или даже гуманитарные дисциплины (потом превращаемые в образовании в учебные предметы), в основания которых лежит та или иная абстрактная или моральная аксиоматика. При этом, в них царит, основанная на эксперименте и практическом опыте, все та же безотчетная вера ("верую, потому что абсурдно"), что событие, повторенное в данных условиях миллиард раз, обязательно повторится в миллиард первый… Вера, но только не в "высшего субъекта" как в религии, а в бессубъектную объективную истину – "солнце восходит на востоке", "параллельные прямые не пересекаются", "чем больше вы производите, тем больше продаете", "нельзя читать чужие письма". Но потом, вдруг (ох, уж это "вдруг"!) оказывается, что кое-где случается "полярная ночь", что кроме Евклида есть еще геометрия Лобаческого и Римана; что "продается" уже не товар, а его виртуальный имидж и бренд; и что существует должность перлюстратора известных служб, который обязан вскрыть и прочитать в день не меньше сотни чужих писем. Прочитать в интересах государства и других людей, конечно, и по доброй воле,- ведь сам же написал заявление принять его именно на такую работу.

Такого типа парадоксы (если конечно над ними задумываться), заставляют подняться уровнем выше и вытащить себя самого из болота противоречий слов и шаблонных схем собственного сознания, на следующий за натуральным, директивным, социальным уровнями компетенции,- на рефлексивный уровень осознания, - "а кто я сам такой?". Каково мое Имя – к какой профессии, социальному слою, группе населения я сам принадлежу? Какова моя Фамилия (семья, "мафия" типа "коза ностры", круг общения) которая меня считает "своим", потому что я считаю их "своими"? Да и другие со стороны, сразу же меня как такового опознают.. Каково мое Отчество,- мое историческое и социокультурное Отечество, где Родина, откуда я сам родом, и на плечах каких гигантов я стою, как на верхушке айсберга. Каково моё ФИО?

Это уже позиция не просто социального проектировщика, различающего и обобщающего дихотомии - "государственное" и "общественное", "нормоустановление" и "нормопримение", "пожелания" и "намерения", "цели" и "задачи" и т.д. Это позиция организатора этого проектирования (сначала для себя и внутри себя, - а потом для других тоже, как увидим ниже) который обрел свое ФИО – Фамилию, Имя и Отчество в исторической перспективе трансляции и трансформации социокультурныхнорм.

Эти, описанные выше четыре уровня компетенции, задаваемые внешним социумом, в соответствии с законом интериоризации Выготского, повторяются дважды – сначала вовне и потом внутри, соответствующим образом формируют человеческое сознание, порождая их внутреннее отражение в сознании субъекта – "компетентности".

Далее, (в полном соответствии с различением в жестко нормированном внешнем мире правовых норм "установления" и "применения"), во внутреннем мире сознания человека могут возникнуть различения между естественным индивидуальным "человеческим желанием" и "намерением" осуществить это "желание" через реальное социальное действие. Действие, неминуемо касающееся не только его самого, но и "других", "чужих" и "иных" ему подобных и не очень-то с ним и схожих. Известная гегелевская триада "цель-средство-результат" на каждом уровне компетенции-компетентности при переходе от описания настоящего к проектированию желаемого будущего раздваивается.

На уровне натуральной компетенции возникают различения между объектом ("продуктом") и итогом процесса его изменений ("результатом"). Их трудно различить в языке и речи, как различить и сам объект и процесс его изменений. Подобные слова в языке носят название "паронимов" ("оценка" – где тут процесс оценивания, а где результат, - "отметка"? Оба же отвечают на вопросы и "какой?", и "сколько?".)

На уровне директивной компетенции "средство" распадается на "нормоустановительный" "способ" ("как?") и "нормоприменительный" "инструмент" ("чем?") Они связаны с предыдущим уровнем,- "как и чем достичь результат и получить продукт?".

На уровне социальной компетенции возникают различения "цели" как описания желаемого будущего состояния и "задачи" как действий по её достижению.

На уровне рефлексивной компетенции обнаруживаются детерминирующие все нижележащие уровни "ценности" и собственная "миссия" как результат самоопределения относительно выявленной проблемы в неких рамках и масштабах.

При этом на каждом из этих уровней компетенции в этой проектной логике существуют свои собственные, для этого уровня и аспекта специфические и с другими уровнями не совпадающие нормы ТОНУЗ. Умение поставить цель и умение эту цель достигнуть нерядоположены даже в одной сфере деятельности с с одним и тем же предметом.. Как и умение превратить эту цель в конкретный результат.

Рис. 9. "Конус Кучкарова[5]" - идеальная модель уровней и содержания "компетенций-компетентностей"

Аналогично в многоуровневом компетентностном сознании различаются и раздваиваются характеристики оценивания на различных уровнях компетенции

На рефлексивном уровне компетенции на основании "нормоустановительных" "принципов" выбираются "приоритеты". На нижележащем уровне социальной компетенции они трансформируются в "критерии", которые операцинализируются в "правила". Директивная компетенция выдвигает условия и и диктует "требования". В рамках натуральной компетенции результаты "стандартизируются", а "продукт" получает "сертификат" соответствия его качества.

"Анализировать", - различать, обобщать и оформлять в словах, образах и действиях, можно все, относительно чего имеется первичная или вторичная информация. "Оценивать" нужно только то, что можно использовать для принятия управленческого решения, а "стандартизировать" – только то, куда "дотягиваются управленческие руки" обратной связи после проведенного анализа. Легче всего работать со своим собственным сознанием – оно всегда под рукой. И тяжелее всего работать с изменением своего сознания – я же уже и так готовая "норма"? Я же – "нормальный", если жизнь такую сложную прожить умудрился и выжить? Самооценка и осознание своей недостаточности и дефициентности при самоопределении – очень психологически мучительный процесс, требующий немалой силы воли.

Уровни компетенции во внешнем социальном мире объективно существуют и не могут пересекаться, так как они альтернативны друг другу. Соотвествующие им во внутреннем мире "компетентности" могут в сознании существовать одновременно, суммируясь, складываясь в "матрешку", в области и поглощая друг друга. В этом сходство и различие "компетенций" и "компетентностей" как между собой, так и с социокультурными нормами ТОНУЗ каждого уровня.

Свободен человек со свободой воли… Поэтому назвать "проблемой" он может все что захочет – и отсутствие продукта или результата, и недостаточность средств –инструментов и способов их использования, и несформулированность целей или задач… Но порождающей все эти "проблемы" ПРОБЛЕМОЙ выступает предельное отсутствие самоопределения и соответствующих ему Миссии, ценностей и осознанного ФИО.

Организация со-проектирования

Проектирование таких сложно организованных сфер как образование, регион, управление, социум… требует участия всех тех, кто так или иначе заинтересован в решении проблем этой сферы деятельности и разработке социокультурных норм их преодоления. Это требует сборки, соорганизации и синхронизации внешних компетенций (и внутренних областей компетентностей) всех возможных участников со-проектирования.

При наличии одной и той же проблемы в неком аспекте сферы деятельности разные участники видят, ощущают и формулируют эту проблему по-разному, - каждый видит ровно столько, сколько понимает. Общими для всех являются только чувственные Образы (боль, радость, переживания, эмоции…) в которые они погружены с раннего детства.

Натуральная компетенция (и неотличимая от неё на этом уровне компетентность "здравого смысла") оформляется на этом уровне в культурных нормах ТОНУЗ в зависимости от выбираемой и рассматриваемой области в неких масштабах – человек, личность и межличностные отношения, семейные отношения, трудовые отношения, профессиональные, социальные, культурно-сторические, природные, конфессиональные… Типология отношений и/или областей задается масштабом рассматриваемой проблемы. Самоопределение отсутствует, поскольку отсутствует рефлексия индивида, погруженного в среду социального мифа - "рыбы воды не видят".

Директивная компетенция (компетентность, в этом случае выступает как условия владения вопросами ведения) специалиста-предметника или государственного муниципального чиновника задается его должностным регламентом и задачами той службы, на прохождение которой он подал заявление или прошел конкурсный отбор. Квалификационные требования отбираются из норм ЗУНов вышестоящей инстанцией и фиксируются для прохождения аттестации. Самоопределение субъекта заключается в выборе – остаться субъектом, способным "творить нормы" или стать "исполнительным органом" заведомо чужой воли и инструментом воспроизводства её социокультурных норм. Или все же провести между ними некую пространственно-временную границу? Чаще всего это происходит незаметно для самого индивида и момент самоопределения им не осознается. Или уступает место внешнему принуждению к рабочему самоопределению, например, путем глубокого погружения в соответствующую социальную среду, - "я же - как все".

Социальная компетентность социального проектировщика (профессионального менеджера, исследователя, общественного лидера…) самостоятельно ставящего себе цели и принимающего решение под свою ответственность и риски, формулируется профессиональным сообществом, к которому он принадлежит. Она "поглощает" натуральную и директивную компетенции, учитывает её в собственных культурно-профессиональных нормах ТОНУЗ – уставах, кодексах, положениях, гласных и негласных табу и канонах. Профессиональное самоопределение происходит сначала в ближайших осознаваемых социокультурных рамках и масштабах. Осознание своей исторической социокультурной индентификации требует перехода к следующему уровню компетентности при встрече не только со "своими", но и с "другими".

Рефлексивная компетентность организатора социального проектирования (оргпроектировщика) опирается на социальную, директивную и натуральную компетенции, и позволяет не только самоопределиться, но и построить адекватный образ самого себя в социально-культурной исторической перспективе – обрести свое ФИО. А, значит, отличит себя и "своих" от конкурирующих "других", непонятных "чужих" и непостижимых "иных". Это требует совсем иных истрически-социокультурных норм ТОНУЗ. И ответа на вопрос, - откуда и как возникают социокультурные нормы?

Проблема организации со-проектирования при сборке натуральной, директивной, социальной и рефлексивной компетентностей в том, что для преодоления одной и той же проблемы разные участники со-проектирования предлагают разные социокультурные и правовые нормы.

Рис. 10. Сборка компетентностей при со-проектирования норм преодоления проблемы


Даже если аспект рассмотрения проблемы у всех них совпадает, то степень детализации рефлексивной компетентности профессионального оргпроектировщика намного ниже, чем покоящаяся на образах и чувствах ничем не ограниченная кроме тезауруса естественного языка степень детализации натуральной компетентности "здравого смысла". Так как языки описания при разных уровнях компетенции не совпадают, то для "горизонтальной" передачи и согласования "нормоприменения" приходится или "переводить с русского на русский" или переходить к "новоязу", как к языку-переводчику и применять искусственные средства организации коммуникации при взаимооценивании участников. То есть надстраивать в модели своего сознания пятый уровень – "коммуникативную компетенцию".

2. Модальность коммуникации при со-проектировании

Откуда и какие возникают социокультурные нормы?

Рефлексивная компетенция позволяет взглянуть на себя со стороны и обнаружить из "третьего пространства" себя как "Я-НОРМУ" и "НОРМУ Другого". Пересечение "конусов" этих двух нерядоположенных норм, локусов сознания рефлексирующего субъекта, топологически порождает возникновение пяти вот таких областей в сознании.

Рис. 11. Пять областей сознания рефлексирующего субъекта как источники возникновения социокультурных норм

0) Миф общего "мирного сосуществования", в котором два древних грека увидев после удара молнии и грома загоревшееся дерево, не задумываясь, обсуждают, на кого же и за что разгневался Зевс и бросил свою стрелу. И чего думать - "девица – красная", "трава – зеленая", "море – синее", "великий русский поэт – это Пушкин" , "проблемы образования – в низкой зарплате".

1) Воспроизводство себя самого, дорогого и любимого, как НОРМЫ. Хотите ли вы, чтобы ваши ученики и ваши дети были похожи на вас? Перед законом все равны, - значит, - все одинаковы? Единожды возникнув, норма стремится к устойчивости и своему нормальному функционированию. Администрирование и директивное регулирование норм одновременно и дает права, и тем самым их ограничивает – ведь если это моя НОРМА – "своя", то для другого она "чужая"? И наоборот. Симметрия.

2) Граница, она одновременно и соединяет, и разделяет нормы. При столкновении норм возникает трагедийное развитие, конфликты…"Лишь тот достоин жизни и свободы,- кто каждый день идет за них на бой". Тоже, конечно миф. В каждой шутке есть доля шутки, - в каждом шаге развития как необратимого качественного существенного изменения нормы, кроется и миф, и нормальное функционирование.

3) За пределами своей нормы, культуры, привычной среды обитания каждый из нас чувствует себя неуютно. Это подталкивает к партнерству и объединению. Так дикобразы, ползущие по ледяной пустыне жмутся друг к другу.- и холодно, и колючки мешают, а приходится приспосабливаться. Норма при этом - кооперация конкурирующих систем в условиях общей недостаточности ресурсов. Или их переизбыточности – это одно и то же, - если выбрать не в состоянии, все равно пользоваться не можешь. .

4) Наконец, за пределами рамок сознания рефлексирующего субъекта остается запредельное, немыслимое, непостижимое, иное… Еще один, пятый, возможный источник норм.

Рис. 12. Различные имена пяти областей сознания рефлексирующего субъекта.

Раз, два, три, четыре, пять… Точнее,- ноль, один, два, три, "много"… Чего "много"? Что это мы считаем и что увеличивается при переходе от одной области осознания своей компетенции к другой? Возможно, мерой сложности при переходе по уровням от одной компетенции к другой может выступить количество альтернатив. Альтернатив как нерядоположенных, взаимонезависимых и несовместимых выборов.

Если вспомнить самого себя или обраться к опыту других, то профессионализм учителя, траектория освоения учительской профессии, конечно, по-разному складывается у разных людей. Но можно обнаружить и общие закономерности. . Придя в школу, учитель "работает самим собой", всю душу порой в работу вкладывая. И все больше и больше овладевая при этом учебным предметом и научной дисциплиной как тем объектом и нормами, которые исторически выделены в социокультуре. Альтернатив погружению в предмет в этом случае нет.

Но года через три учитель начинает усиленно овладевать педагогическими методиками обучения как тем инструментом, который может ему позволить повысить уровень образования и себя самого, и своего ученика.

Рис. 13. Увеличение количества альтернатив выбора при различении, обобщении, и превращении профессионального содержания учителя

Еще через пяток лет приходит понимание, что нет приоритета между предметным содержанием (нормами творчества, оценивания, навыков, умений и знаний, - ТОНУЗ относительно объекта культуры) и методом обучения. Что их можно по отдельности накапливать, а потом конструировать из них модели как матрешку, соединяя в каждом отдельном случае предмет изучения и способ обучения в образовательные технологии. Так ребенок манипулирует с кубиком и шариком, осознавая, что один лучше "скользит", а другой – лучше "катится". Овладение различными способами их сборки и перекомпоновки расширяет и формирует профессиональные способности учителя, позволяя ему стать "другим".

После примерно десяти лет работы в школе учитель начинает понимать, что причины его успешности-неуспешности в школе лежат не во внешнем мире, а в нем самом, - в его способности владеть и самому разрабатывать средства обучения, образовательные технологии и содержание образования. Тогда он перестает быть "посредственностью" и становится творцом СВОЕЙ собственной личности, неминуемо влияя при этом на учеников и детей.

Но, на завершающем этапе профессионализации требуется время (некоторым - вся оставшаяся жизнь), чтобы осознать, что в одиночку, без посредства других самого себя не изменишь. Что для того, чтобы расширять горизонты своего профессионального сознания, нужно вступать в содержательную предметную коммуникацию и со "своими", и с "другими", "чужими", "иными".. Что для роста компетентности и профессионализма нужно взаимодействовать с многими альтернативными позициями, кооперируясь с ними в условиях общей недостаточности ( а чаще, - переизбыточности) общих ресурсов.

Уровни компетенции представляют собой иерархию (точнее,- матрешку, в которой один другого "захоранивает" и поглощает), чтобы устойчиво друг на друге покоится и опираться. Отчуждив от себя и освоив во внешнем мире "орудия производства" (от палки до компьютера), человек превращает (интериоризирует) его в инструмент работы с собственным сознанием, а затем, - в инструмент воздействия через речь на сознание другого через директивную компетенцию.

Рис. 14. "Челнок внешнего-внутреннего" при становлении уровней компетенции и областей компетентности

Вычленив за счет коммуникации с другим существование различных "способов" и соединяя их с "инструментом", человек формирует во внутреннем мире соответствующие "способности", в том числе и к анализу, как "мельнице" цикла "различения, обобщения, именования и оформления в превращенных формах действия". Результаты анализа, овнешняясь и становясь социокультурной нормой. А, будучи обращенными и примененными к себе, порождают рефлексию и понимание того, что общение и коммуникация не одно и то же. Возможно, так формируются уровни компетенции и области компетентности, - проверить это можно только на самом себе.

Рис. 15. Саморазвитие субъекта в цикле "различение-обобщение-именование-оформления в превращенных формах действия". [6]

Хотя уровни компетенции взаимонезависимы независимы друг от друга и сами друг другу альтернативны, но на каждом уровне возникает свой набор социокультурных норм - ТОНУЗ. Норм Творчества, Оценивания, Навыков, Умений, Знаний, соответствующих пяти историческим формам трансляции норм права и норм культуры.

Так как обобщающие слова в разных профессиональных сообществах могут выбираться разные, то в зависимости от траектории становления профессионализма разные субъекты с разными областями компетентности услышать и понять друг друга просто не в состоянии. Каждый видит и слышит, ровно столько, сколько понимает, про это и "поет". Так что куплеты этой "песни" про одно и то же, а вот взаимопонимание определяется тем, на какой высокой ноте компетентности она исполняется. Инфразвуки так же не слышны, как и ультразвук.

Предположить можно все что угодно, а вот транслировать свое понимание другому крайне затруднительно и проблематично. В свободе выбора слов и поименовании ими любых возникших в сознании сущностей и проявляется свобода человека со свободой воли. ПРОБЛЕМА для него это то, что он сам считает "проблемой". У кого-то щи несоленые, а у кого-то жемчуг мелкий. "Знак" для него то, что он сам считает "знаком", "понятие" - то что он сам считает "понятием"… Ведь нет исходной аксиоматики и нормированной процедуры, позволяющей вернуться к исходной логической точке. Нет в общении рекурсии – "шаг вперед, - все возможные шаги назад". Это же сколько времени бы понадобилось, если каждую мысль мы воссоздавали от изначальных основ? Раньше ведь когда-то, наверное, уже договаривались, то под этим словом понимать?

Так что сделать в своем сознании нерядоположенными две, еще вчера для него вполне рядоположенные, сущности для человека затруднительно за счет инерции и массы имеющихся стереотипов. Сделать странным, отстраненным и "остраненным" (от слова станный) то, что раньше казалось привычным. Как и наоборот… Ведь для этого придется прежнюю свою НОРМУ захоронить, а это очень печально и больно… Так и живем в здравом уме, памяти и со "здравым смыслом". "Весь идиотизм здравого смысла,- пишет К.Маркс, - в том, что там, где он видит различие, он теряет общность. А там, где обнаруживает общность,- там забывает про различие". Можно было бы добавить… Потому, что не умеет оформлять различение, обобщение, именование в превращенных формах действия. В новых Образах, Словах, Действиях – в третьей сигнальной системе человека.

Как транслируются социокультурные нормы?

Замыкание внутри этих пяти областей сознания, порождают свои НОРМЫ, которые проявляются в коммуникации между "Я" и "Другой" виде модальностей (модусов) речи – НАДО, ДОЛЖЕН, БУДУ, МОГУ, ХОЧУ. Собственность, власть и преобладанье проявляются в том, как человек думает, и в том, как он об этом говорит. Говорит при трансляции социокультурных норм,- то есть в процессе образования и в массовой школе как социальном институте.

Рис. 16. Пять областей сознания и "пять пальчиков" модусов коммуникации

То, что для русского – лекарство, для немца – яд. И наоборот… Человек воспринимает себя, и то, как и что он говорит, видит и делает как НОРМУ. Потому что изнутри этой социокультурной НОРМЫ он не воспринимает других НОРМ. "Рыбы воды не видят", поэтому число выборов в коммуникации (количество альтернатив) внутри мифа НОРМЫ-0 "НАДО" равно нулю. Кому "надо", почему "надо" - просто не обсуждается – "нельзя читать чужие письма!"., - и все тут.

НОРМА-0. Обитатель ментального мифа и социальный обыватель, ориентируется на "здравый смысл" и существующие для него социальные статусы без задавания вопроса о их просхождении - готовые ответы из общественного сознания берутся и "правильно" грамматически в языке и речи оформляются. Ментальным символом НОРМЫ-0 будет Большой Палец ладони руки - логика тождественности совместного существования в общем социальном мифе - "Мы с тобой одной крови! И у нас все вот так - на пять!".

В этом случае царствует логика семантики языка как отсутствие всякой рефлексивно осмысленной собственной логики. Логика "исключенного первого". Это обеспечивает быстрое взаимопонимание между носителями такого мифологического сознания при наличии общего мифа. Все же ясно, что НАДО!? Что значительно экономит время.

Рис. 17. Воспитание детей через общение и погружение в общий миф взрослого

НОРМА-1 - "должен" ("обязан", если по отношению к себе) обладает способностью все сводить к директивной вертикали административного подчинения. Её символ - Указательный Палец и соответствующая ему линейная (дидактическая, индустриальная, руководящая, промышленная...) логика воспроизводства норм и функционирования структур. ДОЛЖЕН и ОБЯЗАН!" "Так и только так! Упал - отжался! Паршивую овцу из стада вон!". Логика – "Только ДА". Логика "исключенного второго". Типичный представитель - бюрократ, чиновник, промышленник, технарь, хозяйственник, специалист-предметник. Очень важная социальная функция, удерживающая скелет социальных отношений и ментальных "отнесений" субъекта к внешнему миру.

Рис. 18. Научение ребенка нормам педагога-дидакта

НОРМА-2 - "БУДУ" - средний палец (фаллически вертикально стоящий, всех вокруг пригибающий и со всеми конфликтующий) – это "коммуникативный палец" трагедийного развития систем, впрямую связанный с конфликтами, разногласиями, противоречиями. Ему соответствует дихотомическая логика выбора и исключенного третьего: "или ДА, или НЕТ". Типичный представитель - деятель, предприниматель, оппозиционер, прогрессор, революционер для которого пафос борьбы важнее всего. "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!" - "БУДУ- и все тут!"

Рис. 19. Развивающее обучение – обоюдное изменение норм ученика и учителя при освоении предметного материала

НОРМА-3 - "безымянный палец" (пока, безымянный, так как еще не созрела в общественном сознании подобная практика действия, то нет и соответствующего обозначающего русского слова) связан с тройственной логикой самоопределения "ДА-НЕТ-ВОЗМОЖНО", с логикой кооперации, консолидации, солидаризма, консенсуса, построенного не на идее соборности как сплочения против общего врага, не в борьбе и дружбе "против", а на коллективно распределенной деятельности "за" и "для" в становящихся кооперативных сетях. Базовый посыл_МОГУ. Могу так, а могу и эдак… Не зря на безымянном пальце носят обручальное кольцо. "Согласие – есть договоренность при взаимном непротивлении сторон". Позиция нетипичная, ее возможное имя-название – "социальная сваха", сшиватель–"оверлогер", "кооперант", симбионт.. Позиция, по принципу противолежащая корпоративной культуре и ориентированная на кооперативную, сетевую культуру, сетевое сознание, мышлении и поведение.

Рис. 20. Самообразование коммуницирующих субъектов при становлении новой нормы

НОРМА-4 - "мизинец" - символ шизофренического (иного не бывает!) свободного творчества (и интеллектуального одиночества в пустом открытом пространстве). "Что хочу, то и ворочу!" Логика бесконечнозначная - "ВСЕ ВОЗМОЖНО". Это - поэты, художники, демиурги, творцы, авторы...

Рис. 21. Воспитание личности через творческое созидание новых норм

Проявление "пяти пальчиков" в сознании, возможно, является следствием телесности и связано с ручным трудом. А проявляются они в целях коммуникации как деятельности по отношению Я к Другому (и к себе самому):

0)описать ситуацию как она есть - НАДО

1)принудить собеседника нечто выполнить - ДОЛЖЕН

2)изменить картинку сознания собеседника - БУДУ

3)договориться, найти вариант общего согласия - МОГУ

4)самовыразиться - ХОЧУ

Трехмерные пространственные представления, свойственные только зрению, позволяют извне "увидеть" предпосылки для возникновения этих "пяти пальчиков" НОРМ. Внутри контура НОРМЫ число альтернатив выбора равно нолю. Сознание, вглядывающееся в НОРМУ изнутри, подобно звездному небосклону с точками, складывающимися в мифологические созвездия. При пересечении границы НОРМЫ число альтернатив выбора возрастает на единицу, так как дополнительно появляется видение самой границы – отрезка или линии. Выход из плоскости в трехмерное пространство добавляет видение поверхности и "фигуры". А изменение положения в пространстве – порождает дополнительно выбор между двумя взглядами на "фигуру" и представляя о "теле". Наконец, удаление от НОРМЫ в бесконечность превращает её в медитативную точку с бесчисленными вариантами интерпретации. Других качественно отличных альтернативных вариантов нет. "Пять пальчиков" коммуникации и сознания покрывают в этой модели все возможные варианты количества альтернатив выбора – "ноль", "один", "два", три", "много".

Рис. 22. Нормы коммуникации и количество альтернатив выбора

Как видели ранее, взаимодействие двух различных (но пересекающихся) НОРМ порождает при введении РАМКИ сознания рефлексирующего субъекта пять областей, которые свободный человек со свободой воли может именовать по-разному.

Каждый "пальчик коммуникации и мышления", задаваемый числом альтернатив логики выбора, порождает свою НОРМУ. Такое деление в сознании придает соответствующий статус высказыванию в коммуникации и в сознании, отличающиеся количеством альтернатив выбора – СУЩЕЕ (как оно есть, НОРМА-0), ДОЛЖНОЕ (как оно должно быть и воспроизводиться, НОРМА-1), РЕАЛЬНОЕ (то, что будет реализовано даже при столкновении норм – НОРМА-2), ВОЗМОЖНОЕ (то, что возможно имеет шанс реализацию и на существование, НОРМА-3) , НЕВОЗМОЖНОЕ (то, что невозможно в данном аспекте ни для существования, ни для реализации, НОРМА-4).

Если статусы высказываний говорящего (пишущего) и слушающего (читающего) не совпадают, то их согласование и соответствие полной "ментальной картинке" порождает непростую, не всегда осознаваемую коммуникативную ПРОБЛЕМУ. Проблему, как остановку коммуникативного действия, прекращению коммуникации и умолканию. ПРОБЛЕМУ, возникающую вследствие неустранимых разрывов собственного сознания. При наличии ПРОБЛЕМЫ, закрывающей от субъектв иные альтернативы, ДОЛЖНОЕ никогда не возникает из СУЩЕГО, но должно быть с ним синхронизировано через РЕКУРСИЮ - "шаг вперед, - все необходимые и достаточные шаги назад"

Рис. 23. При наличии ПРОБЛЕМЫ ДОЛЖНОЕ не вытекает из СУЩЕГО

Если "знание – сила", то "умения" – это ускорение, "навыки" - это скорость принятия решения, чувства и образы – это координаты, позволяющие человеку адекватно ориентироваться в пространстве социальных отношений. "Оценивание" - это та система координат (точка отсчета самоопределения, оси координат, масштаб и секундомер), координат которая позволяет использовать компас совести . Но есть еще и ограничения на мощность – произведение силы знаний на скорость, это самоограничения на нормотворчество. Самоопределение в использовании и создании социокультурных норм, это и есть ЗБР (зона ближайшего развития), то есть ограничения нравственные. Количество альтернатив выбора – единицы и цена деления в механизмах компаса совести.. Такие физикалистские аналогии увязывают ТОНУЗ в единую систему трансляции культурных норм

ПРОБЛЕМА первоначально возникает как некий чувственный образ, требующий самоопределения (или пересамоопределения) тех, кого она касается. Коммуникация для создания НОРМЫ по устранению ПРОБЛЕМЫ возможна только между равновправными и равнокомпетентными участниками.

Рис. 24. Уровни компетенции и модальности коммуникации при создании нормы для решения общей проблемы

Таким образом, стартовав от юриспруденции и законодательства, - закона, нормы и права как регуляторов социальных отношений, и от нынешнего устройства федерального уровня власти в соответствии с пятью формами реализации права, мы получили идеальную, то есть никогда не достижимую на практике, модель решения проблем. Она основана на пяти альтернативах выбора (выбрали бы альтертатив больше, - семь или одиннадцать, получили бы иную модель) и связывает:

· пять форм трансляции культурных норм, обязательных для передачи межпоколенческого опыта в образовании - ТОНУЗ – творчество, оценивание, навыки, умения, знания.

· пять уровней компетенции и пять областей компетентностей – натуральную, директивную, социальную, рефлексивную, коммуникативную (названия могли бы быть и иные);

· пять "пальчиков" модальностей коммуникации при решении общей проблемы – "надо", "должен", "буду", "могу", "хочу".

Движение норм ТОНУЗ вверх по уровням компетенции в этой модели (восхождение от конкретного к абстрактному) возникает как прорыв и скачок при встрече с "проблемой" - невозможностью сделать выбор в предметной сфере.

Движение нормы вниз по уровням компетенции (восхождение от абстрактного к конкретному) происходит в проектной логике по ступеням "нормоустановление-нормоприменение" в разных аспектах.

Оценивание обеспечивает целостность и связность модели через принцип "рекурсии" (шаг вперед, - все возможные шаги назад). Это обеспечивает прямую и обратную связь филогенеза и онтогенеза и обеспечение самоподобия (голографичности) модели для устойчивости. Многоаспектное рассмотрение и неограниченная детализация норм в модели требуют многоальтернативной оптимизация при принятии управленческого решения. Управления самим собой, своим сознанием, коммуникаций и, следовательно, своей деятельностью. Логика саморазвития строится в последовательности перехода от самоуправления к со-управлению, а уже от него – к управлению.

Насколько может субъект отследить количество альтернатив (а, следовательно,- уровень компетенции) при использовании языка и речи в образовании и других других сферах знаний представлено ниже в таблице.

Приложение

Количество альтернативных выборов 0 1 2 3 "много"
Базовый мета-процесс Существование в мифе Нормальное функционирование Трагедия развития Сетевое становление Личное творчество
Модальность коммуникации "Надо" "Должен" ("обязан" - с себе) "Буду" "Могу" "Хочу"
ЛогикаИсключенного первого – "здравый смысл" Исключенного второго - только "Да"Исключенного третьего "Да" или "Нет" Включенного третьего и т.д. - "Да" - "Нет" "Возможно" Бесконечно-значная логика "Все возможно"
Форма культурной нормы (ТОНУЗ)НавыкЗнаниеУмениеОцениваниеТворчество
Педагогические техники Погружение Научение и формирование Проблематизация Кооперация Самовыражение
Статус сознания Сущее Должное Реальное Возможное Невозможное
Единицы структуры-конструкты Монада - шар Диада - куб Триада - цилиндр Тетрада - конус Пентада - тор
Морфология (организованность) Среда Структура Система Сеть Рой
Единицы смысла в модели Знак Термин Определение Понятие Символ
Единицы проектирования Продукт Задача Цель Ценность Миссия
Единицы оценивания (нормоустановление и нормоприменение) Стандарт и сертификат Условия и требования Критерии и правила Принципы и приоритеты Совесть и самооценка
Формы воспроизводства Традиция Программирование Проектирование Коммуникация Инсайт, интуиция
Пищевые цепи (консумент и трофические уровни) Хемосинтез бактерий и растений через дыхание или брожение Гетеротрофы – отходы жизнедеятельности и падаль Хищники Симбионты и паразиты Продуценты - фотосинтез
Управление Правление Администрирование Организация Координация Нет
Средства управления Каноны и табу Приказы и распоряжения Проекты и программы Культурная политика Нет
Мотив-источник движения Единение Устойчивость Изменчивость Кооперация Самость
Область активности Натура (природа) Социум Культура Становление сетей Креативность
Тип активности Дело Работа Деятельность Труд Порыв и подвиг
Смысл активности Жизнь Цена Цель Ценность Самореализация
Форма коммуникации Общение Назидание Оппозиция Диалог Монолог
Цель коммуникации Описать ситуацию как она есть Заставить другого выполнить действие Изменить представление другого Прийти к согласию Самовыразиться
Единица пространства Точка Линия Поверхность Тело Фрактал
Стихия Огонь Земля Вода ВоздухХаосмос - Хаос при входе и Космос при выходе
Состояния материи Плазма Твердое Жидкое Газообразное Поле и вакуум
Пальцы руки Большой Указательный Средний Безымянный Мизинец
Местоимение Мы как Я Ты Он Мы - разные Я
Персонаж "Горе от ума" Коробочка Собакевич Ноздрев Чичиков Манилов
Социальная роль Обыватель, как обитательмифа существования "здравого смысла" Должность и функциональные обязанности работника-специалиста Позиция профессионала деятеля Кооператор, оверлогер, социальная сваха Демиург, автор, творец
Пословицы и поговорки "Мы одной крови" "Я - начальник, ты – дурак" "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях" "Вместе мы – сила" "Творя - твори"


6 февраля 2008 г.

[2] Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

[4] Проблема в деятельности проявляется для субъекта как остановка действия. Во внутреннем мире сознания это проявляется в том, что отсутствует мыслительная операция, обратной данной. Тогда происходит расширение горизонта сознания и введение новых сущностей. В коммуникации это соответствует невозможности ответить на поставленный вопрос.

[5] Идея "конуса" как идеального конструкта принадлежит руководителю Аналитического центра "Концепт" Кучкарову З.А. www.acconcept.ru

[6] В динамике этот рисунок представлен на http://somit.ru/vir_u/transform4.htm