Мир деятельности и организационное развитие
Предлагается краткий экскурс в теорию деятельности которая может служить основой для компоновки конкретных методов организационного развития применительно к конкретным задачам, стоящим перед организацией.
В декабре 2003 года автору настоящей статьи довелось услышать выступление председателя постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Государственной Думы одного из субъектов Российской Федерации. Данный субъект Федерации представляет собой область, расположенную на севере от Москвы; она занимает 1% территории РФ, обладает 1% ресурсов и дает 2% промышленной продукции. За годы перестройки областной центр потерял два крупных предприятия. Одно из них уже юридически не существует. На втором производится предпродажная подготовка, и оно вскоре уйдет с молотка по цене нержавейки, оставшейся на его складе. В этом факте самом по себе нет ничего необычного. Как говорится, слава Богу, что таких предприятий в городе оказалось только два. Но примечательно, что на обоих предприятиях внедрялась система западного регулярного менеджмента с помощью западных специалистов. Те предприятия, которые не нашли или пожалели денег на дорогостоящие новшества, почему-то остались на плаву.
Из сказанного ни в коем случае не следует, что западный менеджмент плох. Из этого следует только, что он сам по себе не является панацеей от всех бед и гарантией успеха. Различаются американская и европейская школы бизнеса. Американские методики, в особенности, ориентированы на четко очерченную область операций, особенно просты, наглядны и привлекательны. Они, как правило, иллюстрированы многочисленными "историями успеха", в правдивости которых можно при желании убедиться.
По-видимому, причина досадных просчетов в том, что бизнес-среда, в которой существуют западные предприятия, заметно отличается от нашей. Она более стабильна. Западный бизнесмен, следующий у себя дома стандартам ISO и учебниками MBA, обречен на успех. Но в условиях, быстро меняющихся по многим параметрам, он начинает "мазать".
Номенклатура специализаций западных консультантов включает несколько десятков наименований, которым соответствуют узкие квалификации. Западный опыт показывает, что в стабильном мире каждой узкой подобластью устройства бизнеса можно заниматься отдельно и зачастую неторопливо (во всяком случае, планомерно). Инженер сказал бы, что такая система "линейна": изменение каждой подобласти мало влияет на другие. Их можно осуществлять в произвольном порядке. Общий результат от этого не меняется.
В наших условиях даже существенное улучшение работы какой-либо отдельной службы вовсе не обязательно приводит к улучшению деятельности предприятия в целом. Руководителю, если он собирается быть успешным, приходится держать в голове всю целостность и действовать сообразно логике ее развития. В российской деловой арифметике от перемены мест слагаемых сумма меняется в значительных пределах, которые априорно не удается даже оценить.
Конечно, есть ситуации (и их не назовешь "исключительными"), когда следование западным стандартам и методикам жизненно важно и единственно возможно. Это, например, ситуация включения в международную кооперацию. Предприятия, участвующие в ней частично, находятся в наиболее сложном положении.
В связи с вышесказанным руководителю полезно в первую очередь учитывать опыт отечественных предприятий родственного профиля и стараться почувствовать логику их организационного развития. Заметьте, что у РАЗНЫХ предприятий эта логика РАЗЛИЧНА. Она существенным образом зависит от конкретных экономических, социальных, политических, психологических обстоятельств. Далеко еще то время, когда предприятия страны подтянутся к единому уровню, и будут дружно шагать в ногу.
Спектр предпринимаемых модификаций тем богаче, чем квалифицированнее руководитель. При обычном у нас дефиците ресурсов, ярко выраженной динамике угроз и возможностей руководитель постоянно прикидывает расстояние между очередными Сциллами и Харибдами постсоветской действительности и ведет свой корабль "железной рукой"? Ничуть не бывало. Конечно, управляемость должна быть ДОСТАТОЧНОЙ. Но здесь уместно вспомнить заповедь старого французского учителя фехтования: Рапиру держи, как птицу, зажмешь – задушишь, а расслабишься – улетит!
О подобных концептуальных основаниях организационного развития следует задуматься в первую очередь, а уж потом подробно вникать в методики конкретных нововведений, будь то западные или отечественные. Еще раз повторим, что западные методики вовсе не плохи. Напротив, они прекрасны, например, система сбалансированных показателей BSC, но – в надлежащее время и в надлежащем месте.
Чтобы безошибочно определить время и место использования конкретных методик, приходится быть чуть ли не философом. Убедительных теорий, охватывающих ВСЕ значимые стороны деятельности организации, к сожалению, нет. На высокий градус общности претендует теория деятельности. Она утверждает, что во всех конкретных видах деятельности есть нечто общее, и знание этих общих закономерностей позволяет избегать грубых ошибок. Но по-прежнему единой модели общества и действующих в нем организаций не существует. Для конкретных случаев приходится строить частные модели. Сегодня эта модель – одна, а в следующем году может понадобиться другая.
Набор "измерений", в которых строится модель, зависит, прежде всего, от картины мира, разделяемой участниками процесса. Она является совокупным продуктом развития философии, методологии, науки и практики. Элементы этой взаимозависимой "связки" черпают друг в друге ресурсы роста и приносят плоды, часто неожиданные. Картина мира медленно, но меняется.
В наиболее отчетливом виде этапы ее развития отслеживает философия. Сегодня различают классическую, неклассическую и постнеклассическую картины мира и, соответственно, классический, неклассический и постнеклассический типы деятельности в философии, методологии, науке и, что наиболее существенно для нас – в практике.
- В первом типе деятельности внимание субъекта сосредоточено на объекте, якобы непосредственно ему противостоящем.
- Во втором типе – как на объекте, так и на средствах взаимодействия. Свойства объекта фундаментальным образом зависят от них; особенно ярко это проявляется в квантовой физике и социальной психологии.
- В третьем, становящемся сегодня типе практики, внимание рассредоточено по всем трем компонентам совокупности субъект-средства-объект.
Нравится нам это или нет, мы живем в эпоху пост-неклассической практики. Конечно, никто не вменяет нам следование ей законодательно. Однако рыночная конкуренция продвигает пост-неклассические знания "быстрее, чем десяток университетов". Ориентация на человека (на потребителя, на сотрудников собственной фирмы, на её человеческий капитал) сегодня неизбежна и даже естественна.
К появлению организаций привело в свое время не что иное, как разделение труда. Из всех разделов знаний, относящихся к организациям, не случайно именно организационное развитие оказалось первым разделом в составе настоящей информационно-аналитической системы.
Организационное развитие в широком смысле представляет собой важный аспект в современной трактовке развития организаций. Он ориентирован на исследование и реализацию в практике ряда новейших ориентированных на человека философских, методологических и научных концепций. Развитие характеризуется необратимостью, направленностью, закономерностью.
Вот перечень базовых принципов концепции организационного развития [1]:
1. Утверждения об отдельных личностях (работниках):
- Каждый человек нуждается в личностном росте и развитии.
- Потенциальные возможности большинства работников используются не полностью.
2. Утверждения о людях, объединенных в группы:
- Групповая работа важна для людей.
- Работа в группе становится более эффективной на основе развития внутреннего сотрудничества в группе.
3. Утверждения о людях, объединенных в организации:
- Изменения в одной подсистеме организации приводят к изменениям в других (смежных) организационных подсистемах.
- В большинстве организаций уровень межличностной поддержки, взаимного доверия и сотрудничества ниже не только желаемого, но и необходимого.
- Ситуации, связанные с выигрышем или проигрышем как результатом деятельности, являются дисфункциональными для организационных систем.
- Большинство организационных конфликтов является следствием недостатков в построении организации, а не проблем межличностных отношений или недобросовестности персонала.
- Когда уделяется внимание эмоционально-чувственной стороне деятельности организации, открываются широкие возможности для улучшения руководства, коммуникации, сотрудничества и получения удовлетворения от работы.
- Организационная структура и ее построение (организационный дизайн) – не догма, она может быть модифицирована применительно к потребностям личности, группы и организации, скорректирована в соответствии с решаемыми задачами.
Организационное развитие осуществляется на уровне организации в целом, в межгрупповых, групповых отношениях, в отношениях межличностных и на индивидуальном уровне. Динамика процесса организационного развития задается разнообразными связями между указанными уровнями. Так, руководит организацией всегда конкретная личность, ее индивидуальность формирует лицо организации в целом.
Цели, которые ставятся на различных уровнях организации, не всегда согласуются между собой. Сосуществовать субъектам разных уровней с несовпадающими целями позволяет организационная (корпоративная) культура.
Основные направления развития организаций [2,5].
Объект изменения |
Х а р а к т е р и с т и к и |
|
Современная модель |
Организация будущего |
|
Организация |
Иерархия |
Сеть |
Структура |
Самодостаточность |
Взаимозависимость |
Ожидания работающих |
Удовлетворение насущных нужд |
Качественный рост каждого работника |
Руководство |
Автократичность, забота о сохранении статуса |
Целевая ориентация |
Работа |
Индивидуальная и кооперативная по предметным основаниям |
Кооперативная по содержательным основаниям |
Рынки (сферы деятельности) |
Внутренние |
Глобальные |
Выгоды |
Стоимость, полученные результаты, продуктивность |
Время |
Ориентация |
Прибыль, власть, социальное положение |
Неотчуждаемые ценности, потребители этих ценностей |
Ресурсы |
Капитал, материальные ресурсы |
Информация, знания, личная креативность |
Управление |
Стабильная иерархия |
Динамическая ситуативная иерархия, полиархия |
Качество |
Достижение заданного уровня |
Опережение потребностей |
В постклассическую практику Г.П. Щедровицким была введена категория мыследеятельности [6].
Используемое в организационно-деятельностных схемах СМД-методологии (Системомыследеятельностная методология) представление о субъекте деятельности ("позиционере" - этой редукции субъекта активности, "очищенной" от всех свойств и качеств, избыточных по отношению к оргдеятельностным схемам) весьма лаконично в отношении его "внутреннего мира". Различаются: доска сознания, набор врожденных и приобретенных способностей и знания [7].
"Внутреннее устройство" реального субъекта мыследеятельности столь сложно и многообразно, что сегодня трудно себе представить, что оно когда-либо будет исчерпано единственной моделью. В.А. Лефевр исследовал рефлексивные аспекты взаимодействия конфликтующих персонажей на плацдарме [8].
При решении задач управления и консультирования важно отслеживать смену форм активности управляемого или консультируемого коллективного субъекта. Для этого целесообразно использовать двухуровневую иерархическую схему субъекта (рис. 1). Нижний, деятельностный уровень модели содержит области когнитивной [9], проектной [10,11] и креативной [12-13] деятельности, по которым перемещается фокус активности субъекта под действием управляющих воздействий из верхнего – аксиологического слоя модели, в котором присутствуют сущности ценностной, целевой и стратегической природы. Ценности имеют природу мифов [14], что позволяет говорить о мифодизайне управления [15]. Тип и содержание активности субъекта в данный момент времени определяется его ведущим или самоопределенческим мифом. Вопрос о границах "области определения", в которых существует фокус активности конкретного субъекта и в которых возможны его перемещения (эволюции), представляет самостоятельный интерес. Аксиологическое пространство сформировано набором мифов, в которые вовлечен данный конкретный субъект деятельности, и может быть в нулевом приближении аппроксимировано аксиологической картой, на которую выносятся атрибуты наиболее значимых мифов данного субъекта.
Как ни парадоксально это звучит, только облака мифов образуют островки стабильности в нашем динамичном и все более динамизирующемся мире. На понимании этого факта выросла индустрия брендинга.
Рис. 1
В постнеклассическом мире совершенным субъектом деятельности следует признать не того, чьи акции обгоняют "голубые фишки", но того, кто осознал свои ограничения как мифы и может сознательно управлять перемещением фокуса собственной активности. Конечно, с акциями у него тоже бывает все в порядке, но – в качестве побочного продукта деятельности. Главное – правильно построить процесс, тогда финансовый ресурс выделяется в нужное время в нужном месте.
Еще мудрецы древности заметили, что неукоснительное следование любому пути выводит "путника" в качественно новую область. Дискурс мыследеятельности вменяет гражданам пост-неклассического мира понятие стоимости владения материальными ценностями, выражаемой для каждой конкретной личности в невосполнимой экзистенциальной валюте. Акценты сдвигаются в сторону индивидуальности и её самоактуализации. Ценности переоцениваются. Это открывает обществу трансглобализационный путь.
Современный бизнес и консалтинг ориентирован на быстро меняющуюся конъюнктуру рынка, и рассуждения фундаментального толка в нем пока что не приняты. Тем более это относится к западному бизнесу и консалтингу с его динамично перекраиваемыми развитыми рынками. А не на него ли, как на икону, ориентируется бизнес и консалтинг отечественный?
Руководитель, имеющий в своем "инструментальном ящике" представленный набор онтологических схем, позволяющих, в частности, ориентироваться в быстро меняющемся мире, преодолевать межпредметные, межпрофессиональные и межличностные перегородки, приобретает новый спектр возможностей. Он может, в частности, уверенно действовать в системе разноуровневых проектов (от организации в целом до личности каждого отдельного работника), выбирать из имеющегося множества представленных ниже средств и методов наиболее эффективные и строить продуктивное взаимодействие, в первую очередь, на критических направлениях.
Литература
-
Organization Development: a Straightforward Reference Guide for Executives Seeking to Improve Their Organizations. Chesterland: OD Institute Publ., 1991.
Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 1999.
Лавтфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. – СПб.: Питер, 2003.
Смирнов Э.А. Теория организации. – М.6 ИНФРА-М, 2003.
Клягин С.В. Философия и практика организационного развития. – М., Военный университет, 2001.
Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М., 1995, 760 с.
Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности. Избранные труды. – М., 1995, с. 233-280.
Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. – М., Сов. радио, 1973.
Максимов В.И. Когнитивные технологии – от незнания к пониманию. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.1. – М.: Институт проблем управления РАН, с. 4-41.
Сборник "Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология)". – М., 1975.
Реут Д.В. Управление проектами как аспект корпоративной культуры. Материалы встречи ODN 26 ноября 2002 года, Москва. – М.: Московская сеть консультантов по организационному развитию (Organization Development Network), 2002, 34 с.
Реут Д.В. Креативные структуры. Рефлексивные процессы и управление. Тезисы третьего международного симпозиума. 8-10 октября 2001. – М: Институт психологии РАН, с. 161-163.
Реут Д.В. Сладкое проклятие креативности. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.3. – М.: Институт проблем управления РАН, с. 91-123.
Реут Д.В. Системно-антропологическая реконструкция мифа. В кн. Методологический фронтир 90-х. V чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого. – М.: Путь, 2000, с. 89-125.
Реут Д.В. Рефлексивный мифодизайн. Сетевые организации. Материалы встречи ОДН 27 марта 2001 года. – М.: Московская сеть консультантов по организационному развитию. 2001, с.24.