Миф безумия и Безумие мифа

Автор: Воронова Е.
Просмотров: 2909
Философия - это Путь, на который вступает свободный (освободившийся) человек,
для которого Предельность становится Смыслом, рождающим Слово.

(Основание Человечности)

 

"Сознание не может родиться без боли".
К.Г. Юнг

 

"Тайна остается бесконечной...".

 

Исторически самый первый способ мыслить - это мыслить мифологически, точнее - сакральномифологически. Первое в истории Знание - это знание сакральное, хранимое избранными. Сегодня оно практически утрачено, но возможно, что определенные структуры головного мозга современного человека продолжают хранить тайны древности. Будучи явлена в актуальное сознание человека, такая информация повергает последнего в измененные состояния сознания, связанные с душевной болью. То, что человек начинает понимать (переживать) и то, каким способом он начинает мыслить, не поддается "увязыванию" с нормальным, современным мышлением. Иное переживание Времени и Пространства, переживание Слова, переживание Знака, переживание Тождества,... может быть мгновением, и тогда это - Откровение. В случае невозможности самостоятельно выйти из этого - кризис духовного роста, который часто принимают за болезнь.

Можно утверждать, что такие состояния сознания - деструкция, деградация, редукция к примитиву и даже вырождение (что и делается рядом специалистов). Однако возможен другой вариант интерпретации рассматриваемых феноменов, а именно: Способность переживать иллюзии - величайшее, основополагающее свойство человека. Между культурами Запада и Востока нет непреодолимых для понимания (со-переживания) границ. В своей основе они (культуры) отличаются интерпретациями данных состояний сознания. Измененные (для современного человека) состояния сознания являются хранителями основ Культуры человечества. Культуры в единственном числе, поскольку исток один - исторически первый сакральномифологический метод понимания: Метод, выросший из пере-живания определенных состояний сознания, состояний души наших предков.

В настоящей работе понятие миф используется в двух значениях: миф как иллюзия и миф как способ понимания действительности. Некоторые западные ученые предлагают путь освобождения человечества от иллюзий. Но утверждение "существует только одна реальность - реальность физического мира" - это смертный приговор Человеку. В отсутствие общечеловеческих иллюзий становятся невозможными философия, искусство, наука, педагогика,... - культура. Лишить человека его мифа значит превратить его в животное, природное, натуральное. Натуральность = животность. Феномен человеческого мышления избыточен для физической природы и в определенном смысле является искусственным в силу того, что формируется и транслируется только в социуме. Искусственность, зародившаяся в натуральности и завершившая свое развитие в гармонии и простоте - человечна. "Культура искушает человека на небиологическое, неестественное (=искусственное) поведение, и вырабатываемые человеком эстетические приоритеты становятся ключевым регулятором существования человека в создаваемом им мире искусственного"(6). Рассмотренные ниже состояния сознания могут быть названы прародителями Культуры. Первоначально подобные состояния психики были пере-живаниями, выражающимися изменением поведения некоторых членов сообщества. Затем эти состояния начинают получать свою интерпретацию в ритуалах, закрепляются в традициях; сакральный смысл (уже интерпретация) данных состояний психики становится хранимым жрецами, вождями, старейшинами, шаманами. Великие иллюзии Посвященных стали истинной реальностью для человечества. Стадо переродилось в общество благодаря формированию способности переживать иллюзии. Стадо переродилось в общество благодаря рождению Мифа. "Ведь сам мир культуры есть мир, когда-то сочиненный, и продолжающий сочиняться человеком. Это мир, который не существует сам по себе, вне и независимо от человека" (6).

Результат различения и фиксации измененных состояний сознания:

Невыносимый свет.

Запад:

  • Миф Платона. Первая встреча с истинной реальностью - ослепление.
В Диалоге "Государство" Платон приводит знаменитую аллегорию, в которой просветленные люди сравниваются с узниками темной пещеры, покинувшими ее:

"Когда кого-нибудь из них освобождают и ему приходится встать, оглядеться вокруг и идти к свету, в начале он испытывает сильную боль, сияние слепит его, и он не способен воспринять ту реальность, тень которой он до сих пор видел".

  • Библия. Явление Бога как Света.
Используя удивительно похожие слова, Св. Иоанн Креститель описывает состояние, которое он назвал "темной ночью души": "Я человека находится во тьме, ибо ослеплено светом более ярким, чем может вынести... И подобно тому, как ослабевшее и затуманенное зрение испытывает боль, если на него падает яркий свет, несовершенства души заставляют ее неимоверно страдать, стоит только Божественному Свету пролиться на нее".
  • Переживание Бытия.
Восток:
  • Состояние Сатори - "просветление", "озарение".
Все во всем. Я во всем. Объективное = Субъективное.

Запад:

  • Библия. "Вы все во мне, я в каждом из вас".
  • Единое. Плотин. На протяжении своей жизни Плотин шесть раз переживал Экстаз Единого, экстаз предельной открытости Миру (= Мира).
Восток:
  • Брахманизм: Атман есть Брахман. Предельная внутренняя реальность тождественна предельной внешней реальности.
  • Цепь Индры: в каждой бусинке отражаются все другие, в каждой из которых отражаются все другие,...
  • Основная идея дзэн-буддизма: принцип "все в одном, одно во всем".
Сатори - в дзэнской традиции центральная и наивысшая цель религиозной практики. Раскрытие сокровенного смысла бытия - принципиальной "недвойственности", когда субъект и объект, "я" и внешний мир представляют собой нерасчленимое единство. Сатори осознается на уровне конкретного индивидуального опыта, который не может быть адекватно выражен в словах. (3, с.224). Зеркала. Тотальность отождествления.

Переживание собственной смерти. (Второе рождение)

  • Обряды инициации.
Любое из всего - Знак. Любой Знак - все. Понимание Знака - основа мышления. В измененном состоянии сознания Знак становится тотальностью.
  • Магия.
  • Средневековье. Алхимия.
  • Даосизм.
Миф Слова.
  • Поскольку пиктограмма и иероглиф исторически предшествуют букве, сохраняется возможность понимания буквы как иероглифа. Востоковеды утверждают, что существует "иероглифическое мышление". (4,с.14).
  • Фонема - знак: Смысл слова конструируется из отдельных значений фонем. Возможность понимания иностранного языка по "дешифровке" отдельных фонем. Слушание родной речи как иностранной, фиксация отдельных звуков.
Ничто не случайно.
  • "Карма" (Восток) = "На роду написано, судьба" (Запад).
Невыносимая мера ответственности. "Я" как Создатель (созидающий).

Миг вечности - вневременность. Неразличенность прошлого и будущего.

Голос другого как мой голос (следствие отождествления), "параллельный диалог".

Ужас Небытия. Солипсизм неопровержим. Мы просто верим в реальность Мира.

Возможно ли забыть пережитое в измененных состояниях сознания? - нет. Человек "просто не может вернуться к своему прежнему состоянию: ему было дано увидеть нечто, и красота и сила, с которой оно влечет человека, останутся с ним навсегда, что бы он ни предпринимал, как бы ни старался их подавить. Он уже не может по-старому воспринимать свою обыденную жизнь и оставаться довольным ею. "Волшебная ностальгия" преследует его и никогда не оставляет в покое".

Восток не боится, ищет и намеренно вызывает рассмотренные состояния сознания, и более того - умеет их контролировать. Современный Запад впадает в замешательство при встрече с Иным, называя это сумасшествием. Ассаджиоли утверждает, что "...расстройства, сопровождающие различные стадии постижения Высшего Я могут внешне сильно напоминать, а иногда даже полностью совпадать с расстройствами, которые испытывают обычные пациенты (психиатрических клиник), их причины и значение имеют различную природу, а, следовательно, и требуют различного лечения".

Суфии (*Суфизм - арабская философия) различают три этапа духовного развития человека:

  1. В мире. (человек живет обыденно, не подозревая о существовании Иного).
  2. В Боге. (Встреча с Иным, сопровождающаяся трансом, неспособностью к адекватной (или вообще какой бы то ни было) коммуникации с окружающими людьми, безумием).
  3. В мире с Богом. (Человек находит точки совмещения первых двух состояний: не теряя адекватности поведения и внешней обыденности, он становится способен актуально удерживать Иное).
Если отталкиваться от данной последовательности этапов духовного роста человека, то задачей становится поиск точек совмещения нормального и измененного состояний сознания. Как с этим жить? - Необходимо создать миф, ибо "свобода без мифа - это сумасшествие". Возможна иная интерпретация данных состояний: прорыв бессознательного в актуальное сознание. "Не каждый способен вынести встречу со своим бессознательным". С точки зрения К.Г. Юнга задачей является овладеть силами своего бессознательного. Бессознательного, которое всецело мифологизировано. Муррей писал, что "самое главное для определенных видов творчества - достаточная проницаемость между сознательными и бессознательными процессами... слишком большая проницаемость приводит к безумию, слишком маленькая - к сверхобыденному рационализму". (21, с.107)

Жизнь программировать нельзя, но возможно проектировать эстетический облик предметной среды, где предметами выступают состояния сознания, и, тем самым вносить гармонию в микро- и макро-Космос.

Такой проект, вероятно, сам является Мифом (иллюзией), как и гармония, и смысл жизни, но ... что в этом Мире реальнее Иллюзии? (Если от переживания иллюзии можно умереть (смерть нарушителя Табу, смерть йога от внутреннего огня...), не является ли это следствием ее реальности?)

Конструктивные элементы мифодизайна управления измененными состояниями сознания:

  • Эстетизация обыденности.
  • Нормотворчество. Перенормирование пространства деятельности. Нормотворчество (критерий - Эстетика). Адекватность как соответствие Норме.
  • Практика разотождествления.
  • Рефлексия. Рефлексивная переработка собственных мифологических оснований.
  • Развитие воли. Воля = Свобода.
  • Баланс между духом и телом.
  • Способность жить каждым отдельным днем.

Литература:

  1. Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994.
  2. Бородай Ю.М. Эротика - смерть - табу: трагедия человеческого сознания. М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.
  3. Буддизм. Словарь. - М.: Республика, 1992.
  4. Григорьва Т. Красотой Японии рожденный. - М., 1993.
  5. Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994 - (Мыслители ХХ в.)
  6. Лобок А.М. Антропология мифа. Неправильная книжка.
  7. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. - М.: Изд. группа "Прогресс"; "Культура", 1993.
  8. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). - М.: Ad Marginem, 1995.
  9. Norberto R. Keppe Liberation. - Sao Paulo,Brazil, 1983.
  10. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - ЛГУ, 1986.
  11. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. - М.: Смысл, 1997.
  12. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1997.