Миф безумия и Безумие мифа
Философия - это Путь, на который вступает свободный (освободившийся) человек,
для которого Предельность становится Смыслом, рождающим Слово.
(Основание Человечности)
для которого Предельность становится Смыслом, рождающим Слово.
(Основание Человечности)
"Сознание не может родиться без боли".
К.Г. Юнг
К.Г. Юнг
"Тайна остается бесконечной...".
Исторически самый первый способ мыслить - это мыслить мифологически, точнее - сакральномифологически. Первое в
истории Знание - это знание сакральное, хранимое избранными. Сегодня оно
практически утрачено, но возможно, что определенные структуры головного
мозга современного человека продолжают хранить тайны древности. Будучи
явлена в актуальное сознание человека, такая информация повергает последнего
в измененные состояния сознания, связанные с душевной болью. То,
что человек начинает понимать (переживать) и то, каким способом он начинает
мыслить, не поддается "увязыванию" с нормальным, современным мышлением.
Иное переживание Времени и Пространства, переживание Слова, переживание
Знака, переживание Тождества,... может быть мгновением, и тогда это
- Откровение. В случае невозможности самостоятельно выйти из этого
- кризис духовного роста, который часто принимают за болезнь.
Можно утверждать, что такие состояния
сознания - деструкция, деградация, редукция к примитиву и даже вырождение
(что и делается рядом специалистов). Однако возможен другой вариант интерпретации
рассматриваемых феноменов, а именно: Способность переживать иллюзии - величайшее,
основополагающее свойство человека. Между культурами Запада и Востока нет
непреодолимых для понимания (со-переживания) границ. В своей основе они
(культуры) отличаются интерпретациями данных состояний сознания.
Измененные
(для современного человека) состояния сознания являются хранителями основ
Культуры человечества. Культуры в единственном числе, поскольку исток
один - исторически первый сакральномифологический метод понимания: Метод,
выросший из пере-живания определенных состояний сознания, состояний души
наших предков.
В настоящей работе понятие миф используется
в двух значениях: миф как иллюзия и миф как способ понимания действительности.
Некоторые западные ученые предлагают путь освобождения человечества от
иллюзий. Но утверждение "существует только одна реальность - реальность
физического мира" - это смертный приговор Человеку. В отсутствие общечеловеческих
иллюзий становятся невозможными философия, искусство, наука, педагогика,...
- культура. Лишить человека его мифа значит превратить его в животное,
природное, натуральное. Натуральность = животность. Феномен человеческого
мышления избыточен для физической природы и в определенном смысле является
искусственным в силу того, что формируется и транслируется только в социуме.
Искусственность, зародившаяся в натуральности и завершившая свое развитие
в гармонии и простоте - человечна. "Культура искушает человека на небиологическое,
неестественное (=искусственное) поведение, и вырабатываемые человеком эстетические
приоритеты становятся ключевым регулятором существования человека в создаваемом
им мире искусственного"(6). Рассмотренные ниже состояния сознания могут
быть названы прародителями Культуры. Первоначально подобные состояния психики
были пере-живаниями, выражающимися изменением поведения некоторых
членов сообщества. Затем эти состояния начинают получать свою интерпретацию
в ритуалах, закрепляются в традициях; сакральный смысл (уже интерпретация)
данных состояний психики становится хранимым жрецами, вождями, старейшинами,
шаманами. Великие иллюзии Посвященных стали истинной реальностью для человечества.
Стадо переродилось в общество благодаря формированию способности переживать
иллюзии. Стадо переродилось в общество благодаря рождению Мифа. "Ведь сам
мир культуры есть мир, когда-то сочиненный, и продолжающий сочиняться человеком.
Это мир, который не существует сам по себе, вне и независимо от человека"
(6).
Результат различения и фиксации измененных
состояний сознания:
Невыносимый свет.Запад:
- Миф Платона. Первая встреча с истинной реальностью - ослепление.
- Библия. Явление Бога как Света.
- Переживание Бытия.
- Состояние Сатори - "просветление", "озарение".
- Библия. "Вы все во мне, я в каждом из вас".
- Единое. Плотин. На протяжении своей жизни Плотин шесть раз переживал Экстаз Единого, экстаз предельной открытости Миру (= Мира).
- Брахманизм: Атман есть Брахман. Предельная внутренняя реальность тождественна предельной внешней реальности.
- Цепь Индры: в каждой бусинке отражаются все другие, в каждой из которых отражаются все другие,...
- Основная идея дзэн-буддизма: принцип "все в одном, одно во всем".
- Обряды инициации.
- Магия.
- Средневековье. Алхимия.
- Даосизм.
- Поскольку пиктограмма и иероглиф исторически предшествуют букве, сохраняется возможность понимания буквы как иероглифа. Востоковеды утверждают, что существует "иероглифическое мышление". (4,с.14).
- Фонема - знак: Смысл слова конструируется из отдельных значений фонем. Возможность понимания иностранного языка по "дешифровке" отдельных фонем. Слушание родной речи как иностранной, фиксация отдельных звуков.
- "Карма" (Восток) = "На роду написано, судьба" (Запад).
- В мире. (человек живет обыденно, не подозревая о существовании Иного).
- В Боге. (Встреча с Иным, сопровождающаяся трансом, неспособностью к адекватной (или вообще какой бы то ни было) коммуникации с окружающими людьми, безумием).
- В мире с Богом. (Человек находит точки совмещения первых двух состояний: не теряя адекватности поведения и внешней обыденности, он становится способен актуально удерживать Иное).
- Эстетизация обыденности.
- Нормотворчество. Перенормирование пространства деятельности. Нормотворчество (критерий - Эстетика). Адекватность как соответствие Норме.
- Практика разотождествления.
- Рефлексия. Рефлексивная переработка собственных мифологических оснований.
- Развитие воли. Воля = Свобода.
- Баланс между духом и телом.
- Способность жить каждым отдельным днем.
- Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994.
- Бородай Ю.М. Эротика - смерть - табу: трагедия человеческого сознания. М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.
- Буддизм. Словарь. - М.: Республика, 1992.
- Григорьва Т. Красотой Японии рожденный. - М., 1993.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994 - (Мыслители ХХ в.)
- Лобок А.М. Антропология мифа. Неправильная книжка.
- Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. - М.: Изд. группа "Прогресс"; "Культура", 1993.
- Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). - М.: Ad Marginem, 1995.
- Norberto R. Keppe Liberation. - Sao Paulo,Brazil, 1983.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - ЛГУ, 1986.
- Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. - М.: Смысл, 1997.
- Туровский М.Б. Философские основания культурологии. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1997.